Как был построен атомный ледокол «Ленин» / [отв. редакторы : А. А. Гайсенок, Я. Г. Темкин, М. К. Глозман]. - Ленинград : Судпромгиз, 1959. - 62,[2] с. : ил.

Д л я разбивки на плазе теоретического чертежа корпуса тре­ бовалась огромная площадь — около 2500 квадратных метров. Вместо этого разбивку произвели на особом щите с помощью специального инструмента. Это позволило сократить площадь для разметки. Затем изготавливались чертежи-шаблоны, которые фотографировались на фотопластинки. Проекционный аппарат, в который помещали негатив, воспроизводил на металле световой контур детали. Фотооптический метод разметки позволил сни­ зить трудоемкость плазовых и разметочных работ на 40%. Строители корпуса встретились с немалыми трудностями. Не­ легко было, например, обрабатывать нержавеющую сталь. Раньше преобладала механическая обработка. Это требовало много времени. Инженеры Б. Смирнов, Г. Шнейдер, мастер А. Голубцов и газорезчик А. Макаров сконструировали и изготовили оригиналь­ ный газофлюсовый резак. Таким способом удалось в короткое время качественно обработать значительную часть деталей из нержавеющей стали. В эти дни на заводе прославились своим трудовым содружеством инженер сварочного бюро Б. Смирнов и газорезчик А. Макаров. Это о них в заводской многотиражной газете появились стихи: Освоили резку толщн стальной, Изобрели автомат, Инженер и рабочий — каждый герой, Пытливому нет преград! Упорно преодолевались первые трудности. Но главные труд­ ности были еще впереди; особенно много встретилось их на ста­ пельных работах и достройке ледокола. Атомный ледокол как наиболее мощное судно во всем ледо­ кольном флоте предназначен для борьбы со льдами в самых т я ­ желых условиях; поэтому его корпус должен быть особенно прочным. Высокую прочность корпуса решено было обеспечить применением стали новой марки. Эта сталь обладает повышен­ ной ударной вязкостью. Она хорошо сваривается и имеет боль­ шую сопротивляемость распространению трещин при низких температурах. Конструкция корпуса атомохода, система его набора также отличалась от других ледоколов. Днище, борта, внутренние палубы, платформы и верхняя палуба в оконечностях набирались по поперечной системе набора, а верхняя палуба в средней части ледокола — по продольной системе. Корпус высотой в добрый пятиэтажный дом состоял из сек­ ций весом до 75 г. Таких крупных секций насчитывалось около двухсот. Сборку и сварку таких секций вел участок предварительной сборки корпусного цеха. Еще до начала работы в конторке мастеров этого участка 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz