Как был построен атомный ледокол «Ленин» / [отв. редакторы : А. А. Гайсенок, Я. Г. Темкин, М. К. Глозман]. - Ленинград : Судпромгиз, 1959. - 62,[2] с. : ил.
его, внося необходимые поправки в расчеты и корректируя чертежи. Над проектом трудился большой научный коллектив, возглав ляемый выдающимся советским физиком академиком А. П. Алек сандровым. Под его руководством работали такие крупные спе циалисты как И. И. Африкантов, А. И. Брандаус, Г. А. Гладков, Б. Я- Гнесин, В. И. Неганов, Н. С. Хлопкин, А. Н. Стефанович и другие. Наконец работа над проектом была завершена. Специалисты завода — конструкторы и технологи — получили проект и чер тежи будущего судна. Размеры атомохода были выбраны с учетом требований экс плуатации ледоколов на Севере и обеспечения его наилучших мореходных качеств: длина ледокола 134 м, ширина 27,6 м, мощность на валу 44 ООО л. с., водоизмещение 16 000 г, ско рость хода 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 м. Запроектированная мощность турбоэлектрической установки не имеет себе равных. Атомный ледокол по своей мощности в два раза превосходит американский ледокол «Глетчер», считав шийся крупнейшим в мире. Особое внимание при проектировании корпуса судна было обращено на форму носовой оконечности, от которой во многом зависят ледокольные качества судна. Выбранные для атомохода обводы по сравнению с существующими ледоколами позволяют увеличить давление на лед. Кормовая оконечность спроек тирована так, что обеспечивает проходимость во льдах при заднем ходе и надежную защиту винтов и руля от ударов льда. В практике наблюдалось, что ледоколы иногда застревали во льдах не только носом или кормой, но и бортами. Чтобы избе жать этого, было решено устроить на атомоходе специальные системы балластных цистерн. Если из цистерны одного борта пе рекачать воду в цистерну другого борта, то судно, раскачиваясь из стороны в сторону, будет ломать и раздвигать лед бортами. Такая же система цистерн установлена в носу и в корме. А если ледокол не сломает лед с ходу и нос его застрянет? Тогда можно перекачать воду из кормовой дифферентной цистерны в носовую. Давление на лед увеличится, он сломается, и ледокол выйдет из ледового плена. Чтобы обеспечить непотопляемость такого большого судна, в случае если обшивка будет повреждена, корпус решили подра з делить на отсеки одиннадцатью главными поперечными водоне проницаемыми переборками. При расчете атомного ледокола кон структоры обеспечили непотопляемость судна при затоплении двух наибольших отсеков. Таковы вкратце основные особенности ледокола, который предстояло построить коллективу Адмиралтейского завода. З авод активно готовился к постройке ледокола.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz