Как был построен атомный ледокол «Ленин» / [отв. редакторы : А. А. Гайсенок, Я. Г. Темкин, М. К. Глозман]. - Ленинград : Судпромгиз, 1959. - 62,[2] с. : ил.

его, внося необходимые поправки в расчеты и корректируя чертежи. Над проектом трудился большой научный коллектив, возглав ­ ляемый выдающимся советским физиком академиком А. П. Алек­ сандровым. Под его руководством работали такие крупные спе­ циалисты как И. И. Африкантов, А. И. Брандаус, Г. А. Гладков, Б. Я- Гнесин, В. И. Неганов, Н. С. Хлопкин, А. Н. Стефанович и другие. Наконец работа над проектом была завершена. Специалисты завода — конструкторы и технологи — получили проект и чер­ тежи будущего судна. Размеры атомохода были выбраны с учетом требований экс­ плуатации ледоколов на Севере и обеспечения его наилучших мореходных качеств: длина ледокола 134 м, ширина 27,6 м, мощность на валу 44 ООО л. с., водоизмещение 16 000 г, ско­ рость хода 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 м. Запроектированная мощность турбоэлектрической установки не имеет себе равных. Атомный ледокол по своей мощности в два раза превосходит американский ледокол «Глетчер», считав­ шийся крупнейшим в мире. Особое внимание при проектировании корпуса судна было обращено на форму носовой оконечности, от которой во многом зависят ледокольные качества судна. Выбранные для атомохода обводы по сравнению с существующими ледоколами позволяют увеличить давление на лед. Кормовая оконечность спроек­ тирована так, что обеспечивает проходимость во льдах при заднем ходе и надежную защиту винтов и руля от ударов льда. В практике наблюдалось, что ледоколы иногда застревали во льдах не только носом или кормой, но и бортами. Чтобы избе­ жать этого, было решено устроить на атомоходе специальные системы балластных цистерн. Если из цистерны одного борта пе­ рекачать воду в цистерну другого борта, то судно, раскачиваясь из стороны в сторону, будет ломать и раздвигать лед бортами. Такая же система цистерн установлена в носу и в корме. А если ледокол не сломает лед с ходу и нос его застрянет? Тогда можно перекачать воду из кормовой дифферентной цистерны в носовую. Давление на лед увеличится, он сломается, и ледокол выйдет из ледового плена. Чтобы обеспечить непотопляемость такого большого судна, в случае если обшивка будет повреждена, корпус решили подра з­ делить на отсеки одиннадцатью главными поперечными водоне­ проницаемыми переборками. При расчете атомного ледокола кон­ структоры обеспечили непотопляемость судна при затоплении двух наибольших отсеков. Таковы вкратце основные особенности ледокола, который предстояло построить коллективу Адмиралтейского завода. З авод активно готовился к постройке ледокола.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz