История полярных библиотек : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 13-16 апреля 2009 года, г. Мурманск, г. ЗАТО Заозёрск / [сост. Л. А. Семёнова] ; Рос. библ. ассоц. [и др.]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 110, [1] с., [2] л. ил.

1937 г.)8и ничто в номере не указывает на то, что журнал должен прекратить свое существование. Прямыхдоказательствтого, чтожурналсталжертвойреп­ рессивной политики государства нет, но на это указывают косвенные до­ казательства. В 30-е годы прокатилась волна репрессий. В эту «мясорубку» попали много из тех, кто сотрудничал с журналом, определяя содержание публикуемых материалов. Среди них: Арнолвдов А. М., Алымов В. К., Гю- линг Э. А. —председатель Совета Народных Комиссаров АКССР; прокати­ лась волна репрессий среди журналистов. Данные факты дают возможность предположить, что журнал был закрыт одномоментно, а не потому, что внем отпаланеобходимость. Таким образом, анализируя структурные изменения, которые претерпел журнал за период существования с 1923 года по 1935, хотелось бы отметить, что все они тесно связаны с внешними причинами, оказавшими влияние не только на развитиежурнала, но и навесьход исторического и экономическо­ го развития Карело-Мурманского края и страны в целом. Под воздействием социально-экономических, идеологических тенденций, проявившихся в 20-30-е гг. XXвека, журнал из оперативного органа Мурманского транспорт­ но-промышленно-колонизационного комбината вырос в общекраевой мас­ совый журнал. Однако окружающие события оказали влияние не только на структуру, но и на творческую составляющуюжурнала. Будучи печатным органом Мурманской железной дороги9, журнал боль­ шуючастьпубликаций посвящал колонизационной работе дороги. Это были— сполки, оперативная информация, обсуждение насущных проблем и задач, обсуждение ближайших перспектив. Встречались на его страницах статьи по отраслям хозяйственной деятельности дороги, которые входили в ее служеб­ ные функции: о рыболовном деле, лесозаготовках, горных разработках, и др. При этом следует заметить, что первых журнальные публикации носили по­ вествовательный характер. В них пока не было ни бравурных рапортов, ни восхваления ведущей роли партии, ни борьбы с враждебными элементами. Со временем, с изменением настроений в советском обществе, произойдет смена интонаций и акцентов в публикуемыхжурналом материалах: изменят­ ся темы материалов и методы их подачи. А пока, в начале 20-х, развитие краеведческого движения способствовало появлению вжурнале рубрики «Краеведение». Вразное время в этой рубрике кроме статей краеведческого характера печатали материалы краеведческих съездов. Позднее, в начале 30-х, когда в стране потихоньку намечаются тен­ денции сворачивания краеведческого движения, на страницах журнала ста­ ли появляться пафосные статьи с призывами (в очередной раз) о необходи­ *АфанасьеваА. И. Культурные преобразования вСоветской Карелии, 1928—1940. —Петроза­ водск: Карелия, 1989. —277 с. 9 Правление железной дороги и редакция журнала находились в Петрограде (Ленинграде). Известно, что с 1923—1925 года редакция журнала и Правление дороги располагались в одном помещении, по адресу: Петроград (Ленинград), Литовская улица, дом № 44. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz