История полярных библиотек : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 13-16 апреля 2009 года, г. Мурманск, г. ЗАТО Заозёрск / [сост. Л. А. Семёнова] ; Рос. библ. ассоц. [и др.]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 110, [1] с., [2] л. ил.
нообразной, что название «Вестник Мурманской железной дороги» уже не отвечало содержанию журнала. Журнал на своих страницах затрагивал воп росы не только связанные с колонизационными работами Мурманской же лезной дороги, но и экономическую жизнь региона, проблемы быта, здраво охранения, народного образования и многое другое. 25 июля 1923 года была образована автономная Карельская республика. С этого момента количество статей о Карелии значительно увеличилось. А с 1924 годажурнал сталвыходитькак«ВестникКарело-Мурманского края». Его издателями стали Правление Мурманской ж.д. и Совнарком КАССР. Сноября 1926 годажурнал сталвыходитькак«Карело-Мурманскийкрай». Но, несмотря на смену названия, журнал не изменил своей направленности. Он по-прежнему оставался краеведческим. По мнению компетентных орга нов, таких как Центральное Бюро Краеведения, Государственное Географи ческое Общество, журнал считался единственным в крае проводником крае ведческих идей и методики краеведной работы. О значимости и востребован ности журнала говорит и увеличение его тиража. В разные годы тираж составлял от 1тыс. экз. в течение первых лет изданиядо 8 тыс. —в 1932 году6. Однако были и недоброжелатели, которые обрушивали критику в его ад рес. В 1926 году в газете «Транспортник» № 47, была опубликована статья, в которой прозвучали обвинения в адрес журнала в той части, что Правление дороги создало журнал для своего развлечения с собственными редакторами и корреспондентами, с обширнымштатоми «чересчурпрекрасными» ставка ми...»7. Подверглось критике и содержание журнала. И как следствие выно сился вывод—«Вестник» не нужен. Следует пояснить, что в 1926 году в виду режима экономии ряджелезнодорожных печатных органов («Транспортник» являлся таковым) были закрыты. Можно предположить, что такая участь ждала и «Транспортник», отсюда нападки и необоснованная критика. Но, журнал пережил своих недоброжелателей —постановлением Сев. Зап. Бюро КЦВКП(б) от 29 апреля 26 годажурнал был сохранен. В 20-е годы складываетсярепрессивная политика государства. Формиру ется системаисправительно-трудовыхлагерей. Первые заключенные на Коль ском Севере появились во второй половине 20-х годов на Соловках. Упоми нание о существовании такого лагеря встречаются и на страницах журнала, но, следует заметить, что публикации такого рода не многочисленны. В 1927 году состоялось объединение журналов «Карело-Мурманский край» и «Со ловецкие острова». Новый объединенный журнал обещал вдальнейшем уде лять определенное количество страниц соловецким материалам. Такие мате риалы действительно появились. К сожалению, нет сведений о том, какой из номеров журнала был после дним. На данный момент последний из имеющихся номеров датируется 1935 годом (сдвоенный № 8-9; Афанасьева же утверждает, что журнал выходил до 6Из доклада Рафаловича, 1933. —№ 1-2. —С. 23. 7Не довольно-линеобоснованныхобвинений?/ / Вестник Карело-Мурманскогокрая. —1926.— № 17. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz