История полярных библиотек : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 13-16 апреля 2009 года, г. Мурманск, г. ЗАТО Заозёрск / [сост. Л. А. Семёнова] ; Рос. библ. ассоц. [и др.]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 110, [1] с., [2] л. ил.

Артемьева О. А. Журнал «Карело-Мурманский край» в контексте истории 20—30 гг. XX века В данном докладе рассматривается эволюция журнала «Карело-Мурман­ ский край» под воздействием различных социально-экономических, идео­ логических тенденций, проявившихся в 20—30-е годы XX столетия в СССР. В начале, хотелось бы остановиться на событиях, в рамках рассматривае­ мого периода, которые способствовали образованию и структурным измене­ ниям журнала. После окончания Гражданской войны перед страной стояла важнейшая задача —восстановить страну, ее административно-хозяйственный и куль­ турный потенциал, в т.ч. периодическую печать и пропаганду. Направле­ ние и пути осуществления этих задач определил и сформулировал XI съезд РКП(Б), состоявшийся 2 апреля 1922 года в Москве. В резолюции съезда отмечалось, что восстановление и развитие периодической печати требует скорейшего решения, давалась в резолюции и характеристика периодиче­ ским изданиям. В ней определялось: «Характер местной печати должен быть решительно изменен. Основным содержанием местных газет должны слу­ жить вопросы о местном строительстве, о жизни, работе и борьбе трудя­ щихся...»1. Претворяя в жизнь постановления XI съезда РКП(б) перед партийными и советскими органами Мурманской губернии стал вопрос о создании соб­ ственных губернских журналов. Одним из ведущих периодических изданий 1920-х—1930-х гг., широко освещавших жизнь Карело-Мурманского края, был журнал «Вестник Мур­ манскойжелезнойдороги». Первый его номер вышел 2января 1923 года. Пер­ вые издания были небольшого объема без рисунков и фотографий. Вся история создания журнала неразрывно связана с Мурманской желез­ ной дорогой, которая сыграла решающуюроль вразвитиине толькожурнала, но и всего Мурманского края. В первой четверти XXвека Мурманский край по-прежнему оставался не­ обжитой инеосвоенной российской окраиной. Дляподнятия экономики края необходим был орган, который взял бы на себя колонизационные функции. Этим органомсталаМурманскаяжелезнаядорога. В 1922 годубыло образова­ но ПравлениеМурманскойжелезнойдороги. А 25мая 1923годаСоветомТруда и Обороны было утверждено «Положение о колонизации Карело-Мурман­ ского края». Согласно Положению был создан транспортно-промышленно­ колонизационный комбинат, в который вошли Мурманская железная доро­ 1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898—1970. Изд. 8-е, доп. ииспр. —М., Т. 2.1917—1924. —С. 360. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz