История полярных библиотек : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 13-16 апреля 2009 года, г. Мурманск, г. ЗАТО Заозёрск / [сост. Л. А. Семёнова] ; Рос. библ. ассоц. [и др.]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 110, [1] с., [2] л. ил.

«С полярных станций», «Хроника», «По страницам иностранной печати», «Критика и библиография» и др. Необходимо отметить, что в первые годы издания в журнале публиковались подробные карты-схемы судов в ежегод­ ных навигациях, перечни полярных и метеорологических станций по побе­ режьюСеверногоЛедовитого океанас указаниемширотыидолготы, типовые планы зданий для полярников от 4 до 20 человек, прогнозы ледового и снеж­ ного покрова и гидрометеорологическиеданные, множествофотографий уче­ ных, историков, летчиков и т.д. В конце 30-годов в связи с усиливающейся фашистской агрессией эти стратегические данные почти полностью исчеза­ ют со страницжурнала и заменяютсяфотографиями и рисунками судов, при­ роды и отдельных людей, в большинстве своем представителей малых наро­ дов Севера. Журнал предоставлял подробнейшие данные о подготовке и организации различныхэкспедиций. Например, вописании экспедиции наледоколе «Сад­ ко» в 1935 году, целью которой было исследование тёплого течения Гольфст­ рима и гидрологическое изучение больших глубин полярного бассейна до 5 км, мыузнаем, что помимо научного оборудования, на борту корабля нахо­ дились пианино, патефоны, гитары, мандолины, библиотека около 1500 то­ мов и др. Значительное место во всех периодических изданиях 30-х гг. занимают материалы, рассказывающие о героизме советскихлюдей, преданности своей Родине. Не исключение и журнал «Советская Арктика», который детально рассказываето принимаемыхмерахпо спасениючелюскинцев, о героических полётах наших авиаторов А. Ляпидевского, С. Леваневского, И. Доронина, В. Молокова, Н. Каманина, М. Слепнева, М. Водопьянова и присвоении им звания ГерояСоветскогоСоюза заспасение экипажа «Челюскина». В 1937 году подробно освещаются исторические перелёты экипажей В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова и М. Громова, А. Юмашева, С. Данилина через Северный полюс, жизнь И. Папанина, Е. Федорова, Э. Кренкеля в течение 272 дней в ледовом лагере, а также 812-дневный дрейф ледокола «Георгий Седов» и благополучное возвращение на Родину его команды. В 1936 году (№ 5) в журнале в рубрике «Мурманск — ворота Арктики» публикуется подборка статей: «Мурманск-ворота Арктики» В. М. Докутовс- кого, «Мурманский судоремонтный завод» А. Патца, «Мурманск к навига­ ции 1936 года» И. А. Лукашевича, «В тундре» В. Л. Казанского. В этот период Кольскийполуостров становится важнейшей базойдля операций, связанных с освоениемАрктики: на его территории располагаются предприятия Главсе- морпути, три крупных оленеводческих совхоза (Каневка, Поной, Красноще- лье) и животноводческий совхоз «Мурманец» как основа для оседлой жизни втундре; крегиону прикреплены зверобойный флот в составе судов «Нерпа», «Мурманец», «Ленгосторг», «Новая земля» и др.; здесь ремонтируются ледо­ колы, строится крупнейший в стране судоремонтный завод. Последнее издание, на которое хотелось бы обратить Ваше внимание, это газета «Полярная кочегарка», выходившая с 1949 по 1988 гг. на архипелаге Шпицберген впосёлке Баренцбургдваразавнеделю. С 1989 года она называ­ 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz