История полярных библиотек : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 13-16 апреля 2009 года, г. Мурманск, г. ЗАТО Заозёрск / [сост. Л. А. Семёнова] ; Рос. библ. ассоц. [и др.]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2009. - 110, [1] с., [2] л. ил.
нии навигаций. Сохранились и судовые журналы, и документы по приемке ледоколов «И.Сталин» в 1938 годуи «Ленин» в 1957 году, чертежи судов. Пред ставляютинтерес и копииприказов, распоряжений наркоматаморского фло та СССР и Главсевморпути СССР. В этих фондах есть очень интересные ма териалы: рейсовые донесения, судовые паспорта и технические характерис тики пароходов 1930-х годов. В фондах находятся также списки личного составанекоторыхсудов («Литке», «Седов», «Сталин», «Садко», «Сталинград», «Юкагир» идругие). Особо хочуотметить, чтомногие документыиз этихфон дов еще не изучались ни одним исследователем, с момента их поступления в архив они ни разу не выдавались из хранилища. В одном докладе, конечно, невозможно рассказать обо всех документах. Остановлюсь на том, что меня оченьзаинтересовало: дело с материалами одрейфе в 1937—1939 годахвольдах полярного бассейна легендарного ледокола «Седов» (несколько статей, рас сказывающих о пятнадцати отважных моряках, и подлинные радиограммы капитана ледокола К. С. Бадигина). Документов немного, но это —свидете ли того исторического момента, когда наши моряки установили новый ми ровой рекорд —от Северного полюса их отделяло около 440 километров. В одной из статей говорится, что «основной причиной, которая заставила «Седова» дрейфовать во льдах, было повреждение руля ледокола. В навига цию 1938 года «Ермак» вывел из тяжелых льдов ледоколы «Садко» и «Малы гин», но «Седов» из-за поломки руля не мог идти своим ходом, а на буксир взять его не было никакой возможности». Более двух лет экипаж затертого во льдах ледокола боролся с Арктикой и все же победил. В январе 1940 годажи тели Кольского полуостроваторжественно встретили седовцев. Вот текст од ной из приветственных радиограмм, посланных из Мурманска героям-моря- кам: «МОРЕЛЕДОКОЛСЕДОВ БАДИГИНУТРОФИМОВУГОРЯЧОПРИ ВЕТСТВУЕМ ОКОНЧАНИЕМ ГЕРОИЧЕСКОГО ДРЕЙФА ВО ЛЬДАХ ПОЛЯРНОГО БАССЕЙНА зпт ВАШ ПОДВИГ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ВООДУ ШЕВЛЯЕТ НАС НА НОВЫЕ ПОБЕДЫ тчкЖДЕМ ВАС С НЕТЕРПЕНИ ЕМНАБОЛЬШУЮСОВЕТСКУЮЗЕМЛЮтчкПОПОРУЧЕНИЮСОБРА НИЯ КОЛЛЕКТИВА СТРОЙКОНТОРЫ ФЕДОРУШКО МАКСИМОВ ПАРОХОДСТВО ТИТОВ». Прикасаясь к таким документам — ощущаешь себя почти участником тех героических событий. Нельзя не отметить и коллекцию местных периодических изданий науч но-справочной библиотеки архива, которые могут рассказать нам о многих значимых для истории нашего края событиях. Например, вспомним подвиг «Сибирякова», наполнивший, как тогда говорили, сердца советских людей гордостью. В 1932 годуледокол «Сибиряков» прошел из Ледовитого океана в Тихий, с запада на восток, впервые в истории мореплавания за одну навига цию —за 2 месяца и 4 дня. В «Полярной правде» 11 марта 1933 года этому событию была посвящена целая страница: напечатаны поздравительные те леграммы правительства и руководителей Мурманского округа, карта с мар шрутом «Сибирякова» и заметки участников навигации о событиях в пути, портреты руководителей экспедиции — капитана Владимира Ивановича Воронина, профессора Отго Юльевича Шмидта и профессора Владимира 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz