Броунштейн, В. «Ермак» во льдах / В. Броунштейн ; [фот. А. А. Скорняков]. - Ленинград : Издательство Главсевморпути, 1938. - 237, [3] с. : фот. - (Полярная библиотека).

—■Помнится мне, что двадцать шесть лет тому назад в этой каюте жил один из помощников капитана, — расска­ зывает Малинин. — А потом, право не знаю, кто тут жил. Тогда корабль был разделен на две части: «чистую», где жил комсостав, и «нечистую» — для всех остальных. В «чистую часть» простым матросам нельзя было носа казать. Вот сей­ час в кают-компании состоялось заключительное собрание- матросского кружка по изучению истории партии. А тогда некоторые из матросов и кочегаров за все время своей службы на «Ермаке» никогда не бывали в кают-компании. Малинин листает ведомость и подсчитывает, сколько угля и пресной воды поглотил в течение всего рейса ледокол. Одновременно в цистернах ледокола хранится тысяча пять­ сот тонн воды — запас, примерно, на семьдесят суток. В день ледокол выпивает двадцать тонн воды. Еще нужно- три тонны ежедневно воды для людей и полторы тонны для изготовле­ ния пищи. В течение рейса «Ермак» не однажды пополнял свои цистерны водой. Кроме полутора тысяч тонн пресной воды, захваченных из Ленинграда, «Ермак» брал воду в Мурманске, с парохода «Фрам», на острове Диксона, со льдов моря Лаптевых, со «Сталинграда», с «Крестьянина» и невдалеке от Гольчихи в устье Енисея. Пресную воду все же расходовали экономно. Не мало съел за время рейса «Ермак» утля. Взяв на угольном причале Ленинградского торгового порта 2500 тонн, «Ермак» получал еще в Мурманске 1250- тонн шпицбергенского угля, в Диксоне — с «Фрама»-- 610 тонн донецкого угля, с «Крестьянина» 400 тонн ленского^ угля и с «Куйбышева» 400 тонн донецкого угля. Часть то­ плива «Ермак» по пути давал «Русанову», «Ванцетти» и «Рабочему». В среднем «Ермак» поглощал 60 тонн угля в сутки. Значительная часть угля, израсходованного «Ермаком» во время арктического рейса, была добыта советскими поляр­ никами из недр Арктики. Таков уголь с концессии на Шпицбергене, сангарский и ленский. . . . В каюте радиста телефонный звонок. Старший вахтен­ ный сообщил, что- подходим к Новой Земле. Мы поднялись с Малининым на капитанский мостик. Сегодня холодно. Капитан в последний раз в этом рейсе надел меховую малицу, поверх нее серый полотняный ба­ лахон. Капитан убавляет ход. 233-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz