Броунштейн, В. «Ермак» во льдах / В. Броунштейн ; [фот. А. А. Скорняков]. - Ленинград : Издательство Главсевморпути, 1938. - 237, [3] с. : фот. - (Полярная библиотека).

Мы приближаемся к окраинному домику зимовки — магнитному павильону. За ним на каменистом мыске возвы­ шается гурий, высотой в человеческий рост. Это знак Дожди- кова. Он назван так в честь сложившего его зимовщика. Верхний слой гурия — из порыжевшего1кварца. Вдаль, к само­ му горизонту, уходят бесконечные пустынные берега Таймыр­ ского полуострова. Вспыхивают дымки. Кто-то охотится. У магнитного пункта резвятся щенята. Они виляют корот­ кими хвостиками и всячески ластятся к матери. Сука, шутя,, хватает одного зубами за шею. Тот злобно рычит. Это доста­ вляет матери удовольствие, но, когда щенок не в шутку сердится, мать ласково лижет его, и умиротворенный щенок валяется в снегу. Обогнув магнитный павильон, мы направились к механи­ ческой мастерской. На пути будки с барометрами, наземными и воздушными термометрами и флюгерами. В мастерской мы встретили старого механика зимовки Шаломоуна. — Вот мой любимый станок, — говорит он, указывая на универсальный станок системы Краузе. — На нем мы вытачиваем детали самолета, двигателей. Делаем поршни,, валы, шестеренки... Чего только не делают в заполярной механической мастер­ ской? Здесь лечат и самолеты, и вездеходы, и автомобили, и научные приборы. Мастерская снабжена генераторами Норда, и электродвигателями с моторами. Под одной крышей с механической мастерской — электростанция. Здесь, в механической мастерской, золотые руки старого механика смастерили ледовый бур. Чтобы произвести про­ меры пролива Вилькицкого, зимовщикам приходится бура­ вить многометровый лед. Стремясь облегчить эту кропотливую- работу, общественные организации зимовки объявили сорев­ нование на лучшее механическое приспособление по бурению льда. Из представленных проектов лучшим оказался Шало- моунский. Бур Шаломоуна помог зимовщикам просверлить, во льду пролива свыше тысячи лунок. За время осмотра зимовок ермаковцы не встретили никого, кроме бортмеханика, заместителя начальника рации, доктора и Шаломоуна. — Где же ваши зимовщики? — спросил капитан, когда, мы подошли к кают-компании. — Вы не удивляйтесь, •—ответил Петров. — Сегодня они легли спать в семь утра. Ночью шла авральная переброска, грузов с.«Куйбышева». Я еще не ложился. 190

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz