Броунштейн, В. «Ермак» во льдах / В. Броунштейн ; [фот. А. А. Скорняков]. - Ленинград : Издательство Главсевморпути, 1938. - 237, [3] с. : фот. - (Полярная библиотека).

I. В А р к т и к у Дловучий городок В Мурманске было пыльно и жарко. Легкий ветерок нес запахи моря. На рейде плавно покачи­ вались корабли. Среди них — большой двухтрубный пароход,, напоминающий утюг. В очертаниях этого, не похожего на другие, корабля чувствуется огромная сила и упорство. Это— ледокол «Ермак». Скорее на катер! Приближаясь к могучему ледоколу, я припоминаю его историю. Идею постройки ледокола, также как и название, подсказало царскому правительству его желание эксплоати- ровать Сибирь. И так же, как некогда завоевал Сибирь Ермак, ледокол его имени должен был покорить льды, пре­ граждавшие путь к Сибири. Сибирское купечество, которому необходим был дешевый морской путь, живо поддержало идею адмирала Макарова. В октябре 1898 года ледокол, построенный по идее и чертежам талантливого русского самоучки Макарова, сошел со стапелей нью-кестльской фирмы Армстронга. А год спустя «Ермак», лавируя меж рыбацких снастей, шел по Неве, громя лед. За кормой, по берегам образовавше­ гося во льду канала, бежала толпа восхищенных зевак. . . . Так начался жизненный путь ледокола. Скоро он освободил от ледяных оков 13 пароходов, застрявших невда­ леке от Ревеля. Затем «Ермак» спас попавший на камни острова Гогланд броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». Проектировщики, во главе с Макаровым, установив на ледоколе четыре паровых машины, думали, что мощность «Ермака»; 10 тысяч лошадиных сил. Но^два спущенный со стапелей, ледокол уже при первой пробе показал ббльшую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz