Бреггер, В. К. Фритьоф Нансен / [соч.] В. К. Бреггера и Н. Рольфсена с стихотворным введением Бьёрнстьерне-Бьернсона ; пер. с дат. А. и П. Ганзен. - Санкт-Петербург : А. Ф. Девриен, 1896. - VIII, 365 с., 3 л. карт. : ил.

346 Фритьофъ Нансенъ. По океанографии И въ этой области сделаны важныя откры­ тая. Оказывается, что на с'Ьверо-западъ отъ Ново-Сибирскихъ острововъ находится море, глубина котораго доходитъ местами до 3,8С0 метр. Замечательная особенность этого до сихъ поръ почти неизв'Ьстнаго моря та, что температура верхняго течешя— до 200 метр, глубины—равняется— 1(/з° С., между тгЬмъ какъ подъ этимъ холоднымъ течешемъ температура воды достигаетъ даже + ' / 2 ° О. Самъ же Нансенъ видитъ главный результатъ своей экспе­ дищи въ томъ, что ею найденъ единственно вериый путь и способъ къ достижешю наивысшихъ полярныхъ широтъ. Систематически открытаго фарватера, по которому можно было бы дойти до нихъ на корабле, какъ оказывается, не существу- етъ, и для доотижешя цели необходимо запастись каяками, санками, лыжами, ездовыми собаками, различными спещальными инструментами и приспособлещями и, наконецъ, привычкой къ образу жизни эскимосовъ, усвоешемъ ихъ обычаевъ, чтобы быть въ состоянш противостоять климатическому воздействно. Монъ заключаетъ свое резюмэ интереснымъ сообщетемъ со словъ Нансена о причинахъ скорбута. Г1о мненш Нансена, болезнь эта главнымъ образомъ вызывается отравлещемъ орга­ низма старымъ негоднымъ пров1антомъ. Поэтому-то Нансеномъ и было принято столько меръ, чтобы обезпечить экипажу све- жш и здоровый пров 1 антъ на все время экспедищи, и этимъ- то мерамъ онъ и приписываетъ главную причину того, что никто изъ участниковъ экспедищи не подвергся скорбуту. Вообще Нансенъ въ своихъ заботахъ о снабжети „Фрама“ достаточньшъ количествомъ пров!анта проявилъ столько преду­ смотрительности, что, какъ потомъ выяснилось, проваанта хватило бы экипажу не на 5 летъ, какъ было предположено, а на целыхъ 8. Оттого-то Нансенъ п могъ спокойно покинуть свой „Фрамъ“, не тревожась за участь судна и экипажа: последнш былъ обезпеченъ пров1антомъ еще на 6 летъ, а самое судно уже на столько блестяще зарекомендовало себя въ борьбе со льдами, что нечего было опасаться за него и въ будущемъ—особенно при такомъ капитане, какъ Свердрупъ. Нансенъ, какъ изве­ стно, главнымъ образомъ расчитывалъ на то, чтобы „Фрамъ“

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz