Бреггер, В. К. Фритьоф Нансен / [соч.] В. К. Бреггера и Н. Рольфсена с стихотворным введением Бьёрнстьерне-Бьернсона ; пер. с дат. А. и П. Ганзен. - Санкт-Петербург : А. Ф. Девриен, 1896. - VIII, 365 с., 3 л. карт. : ил.

256 Фритьофъ Нансенъ. стройка слаба, и потому не рбдко случалось, что так1я лодки тонули вместе съ лоцманами. Арчеръ поставилъ себе задачей выработать для нашихъ лоцмановъ такой типъ лодки, которая- бы и ходила лучше и была-бы вполне безопасна въ бурю. П о ­ сле двадцати слишкомъ летъ работы, труды его увенчались такимъ успехомъ, что теперь лоцманы спокойно отправляются въ бурю на лодке „Арчера“, и домагате ихъ уже не трепещутъ за то, что „кормилецъ“ пойдетъ ко дну, когда буря разыграется во-всю. Въ произнесенной Арчеромъ при спуске „Фрама“ речи онъ сказалъ, между прочимъ, что ему не удалось-бы разрешить этой новой для него задачи безъ помощи самого Нансена. Съ другой стороны, вероятно, былъ правъ и Нансенъ, сказавъ при этомъ случае, что до сихъ поръ еще не было построено столь при- способленнаго къ полярной экспедищи корабля, какъ этотъ. Такъ будемъ-же надеяться, что эта замечательнейшая изъ „лоцманскихъ лодокъ Арчера1, которой предстоитъ провести человечество черезъ неизвестныя водныя пространства и ледя­ ныя поля, также окажется на высоте призвашя. „Фрамъ14, и въ самомъ д еле не мало вапоминающш лоц­ манскую лодку, построевъ въ строгой соответственности съ пла- номъ полярной экспедищи Нансена. Согласно этому плану, имелось въ виду построить не такой корабль, который-бы могъ прорваться черезъ ледяныя массы, а, напротивъ, такой, кото­ рый могъ-бы спокойно дать льдамъ затереть себя и нестись съ ними. Дело сводилось, следовательно, не къ быстроходности, а къ устойчивости и прочности судна, которое было-бы въ со- стоянш выдержать сильнейшей напоръ льдовъ. ТСонструкщя его должна была быть такая, которая-бы не позволяла льдамъ надавливать на бока, а заставляла-бы ихъ подходить подъ киль и приподнимать судно. Вотъ почему бока судна такъ округлены и сильно покаты. Затемъ, ради придашя судну возможно боль­ шей силы сопротивлешя, оно должно было быть возможно мень шихъ размеровъ и, главнымъ образомъ, небольшой длины при значительной ширине; это должно было облегчить подняые судна льдинами и затемъ и освобождейе изъ нихъ. Длина „Фрама“ по верхней палубе 39 метровъ, длина по ва- терлинш 34',5 м., киля 31 м.; наибольшая ширина 11 м. (по ватер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz