Бреггер, В. К. Фритьоф Нансен / [соч.] В. К. Бреггера и Н. Рольфсена с стихотворным введением Бьёрнстьерне-Бьернсона ; пер. с дат. А. и П. Ганзен. - Санкт-Петербург : А. Ф. Девриен, 1896. - VIII, 365 с., 3 л. карт. : ил.

250 Фритьофъ Нансенъ. для него тождественна съ „жизнерадостностью11. Намъ было- бы не по силамъ мириться съ услов1ями жизни въ хижине эскимоса: господствующая тамъ грязь и неряшество испугали- бы насъ. Для него-же это все пустяки. Онъ уже съ детства привыкъ подолгу голодать, а затТ&мъ насыщаться чгЬмъ по­ пало. Для него и безразлично, где жить—въ дом^-ли, въ па- латк^-ли, разъ за дверью его ждетъ дело, плаванье на каяке въ бурю, охота на моржа, на белаго медведя - все среди вели­ чественной природы. Онъ любитъ этотъ народъ за его симпа. тичныя стороны, за его братсюя, истинно христаансйя взаим- выя отношешя и глубоко преклоняется передъ нимъ за его по­ беду надъ такой жестокой природой *). „Подчинете себе при­ роды, вотъ —великая задача человека. Северные народы вы­ двинуты на самые крайще аванпосты человечества въ его по­ стоянной борьбе съ природою. Такимъ народомъ являются и эскимосы, и это одинъ изъ наиболее замечательныхъ народовъ въ свете. Оиъ—живое, красноречивое доказательство способ­ ности человека приноравливаться ко всякимъ услов1ямъ и раз- мноясатьея на земле. Эскимосъ, какъ сказано, занимаетъ край­ н и аванпостъ на самой границе мертвыхъ ледяныхъ странъ; и куда-бы насъ ни занесло на дальнемъ севере , почти везде мы находимъ следы этого выносливаго народа. Онъ овладелъ местностями, всеми пренебрегаемыми, и, неустанно борясь и медленно, но верно развиваясь, научился многому, чему никто не научился лучше его .“ Тутъ мы у самой сути дела. Огромная симпатая Нансена къ первобытнымъ народамъ внушена ему не человеконена- вистничествомъ, но какою-то особенною двойственною любовью къ природе: онъ любитъ природу и жаждетъ победить ее. Большинство изъ насъ смотритъ на культуру, какъ на источ- никъ техъ наслажденхй, благодаря которымъ жизнь становится для насъ истинно человеческой жизнью. Но л Нансенъ отнюдь не вандалъ; онъ служитъ науке и ум’Ьетъ ценить искусство. Темъ не менее наслаждеме плодами культуры всегда отсту­ паете у него на заднш планъ въ сравненш съ трудомъ—служе- шемъ ей. Трудъ вообще для него альфа и омега, будь то трудъ *) „Жизнь эскимосовъ11, предислов1е T I См. дальше стр. 92—93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz