Бреггер, В. К. Фритьоф Нансен / [соч.] В. К. Бреггера и Н. Рольфсена с стихотворным введением Бьёрнстьерне-Бьернсона ; пер. с дат. А. и П. Ганзен. - Санкт-Петербург : А. Ф. Девриен, 1896. - VIII, 365 с., 3 л. карт. : ил.

244 Фритьофъ Нансенъ. „Даже не слыхавъ раньше ни о д'Ъляхъ Нансена, ни о его предпр1ят1яхъ, даже не подозревая, чья голова изображена здесь скульпторомъ, можно сразу высказать предположеше, что черты эти принадлежать человеку съ железной волей и всепокоряющей энерпей, и притомъ не только способному идти на встречу величайшимъ опасностямъ, но и одаренному прозорливой фан- таг-йей, внушающей ему и самыя смелыя мечты и твердую веру въ то, что онъ призванъ осуществить и хъ .“ Насколько намъ известно, фантаз1я эта никогда не rph - шила какими либо поэтическими опытами. Наивныя слова въ одномъ изъ писемъ Нансена-юноши къ отцу: „Мне, право, не о чемъ писать, а когда мне не о чемъ писать, я и не могу вовсе писать“ характеризуютъ не только Нансена-юношу, но и Нан- сена-взрослаго и писателя. Какъ писатель, Нансенъ не можетъ создать что нибудь изъ ничего, не можатъ творить. Онъ берется за перо только тогда, когда есть о чемъ писать—будь то науч­ ное наблюдете или предпр1ят1е. Тогда въ немъ сразу просы­ пается чрезвычайно живой разсказчикъ. Правда, воспомина- шя иногда слишкомъ увлекаютъ его, такъ что изложейе загро­ мождается подробностями въ ущербъ художественной целости. Зато сразу виденъ природный талантъ; видно, что молодой пи­ сатель успелъ уже пожить съ природой, и тамъ, где воспомп- н ай я о ней захватываютъ его всецело, все несущественное отпадаетъ, изложете становится величественнымъ, подобно очерташямъ покрытой снегомъ альпшской природы *). Разсматривая его изложен1е въ книге „На лыжахъ черезъ Грёнландпо“, безъ сомнейя, узнаешь все характерныя особен­ ности его прежней манеры писать. Для него эта жизнь съ при­ родою, на вольномъ воздухе, такъ привлекательна во всехъ ея подробностяхъ, что онъ съ чисто детской радостью останавли­ вается на мельчайшихъ вещахъ. И здесь, всякш разъ, какъ онъ подходить къ изображенпо сильно охватившаго его на- строешя, слогъ его становится более рельефнымъ, изложен1е еще более талантливымъ. Известно, что образъ лыжебежца вырисовывается типичнее всего въ „болыпихъ прыжкахъ“; то *) Ср. напр, приведенные въ этой книгЬ отрывки изъ его наброска «На лы­ ж ахъ изъ Восса въ Хриспашю». Стр. 60—66.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz