Бреггер, В. К. Фритьоф Нансен / [соч.] В. К. Бреггера и Н. Рольфсена с стихотворным введением Бьёрнстьерне-Бьернсона ; пер. с дат. А. и П. Ганзен. - Санкт-Петербург : А. Ф. Девриен, 1896. - VIII, 365 с., 3 л. карт. : ил.
244 Фритьофъ Нансенъ. „Даже не слыхавъ раньше ни о д'Ъляхъ Нансена, ни о его предпр1ят1яхъ, даже не подозревая, чья голова изображена здесь скульпторомъ, можно сразу высказать предположеше, что черты эти принадлежать человеку съ железной волей и всепокоряющей энерпей, и притомъ не только способному идти на встречу величайшимъ опасностямъ, но и одаренному прозорливой фан- таг-йей, внушающей ему и самыя смелыя мечты и твердую веру въ то, что онъ призванъ осуществить и хъ .“ Насколько намъ известно, фантаз1я эта никогда не rph - шила какими либо поэтическими опытами. Наивныя слова въ одномъ изъ писемъ Нансена-юноши къ отцу: „Мне, право, не о чемъ писать, а когда мне не о чемъ писать, я и не могу вовсе писать“ характеризуютъ не только Нансена-юношу, но и Нан- сена-взрослаго и писателя. Какъ писатель, Нансенъ не можетъ создать что нибудь изъ ничего, не можатъ творить. Онъ берется за перо только тогда, когда есть о чемъ писать—будь то науч ное наблюдете или предпр1ят1е. Тогда въ немъ сразу просы пается чрезвычайно живой разсказчикъ. Правда, воспомина- шя иногда слишкомъ увлекаютъ его, такъ что изложейе загро мождается подробностями въ ущербъ художественной целости. Зато сразу виденъ природный талантъ; видно, что молодой пи сатель успелъ уже пожить съ природой, и тамъ, где воспомп- н ай я о ней захватываютъ его всецело, все несущественное отпадаетъ, изложете становится величественнымъ, подобно очерташямъ покрытой снегомъ альпшской природы *). Разсматривая его изложен1е въ книге „На лыжахъ черезъ Грёнландпо“, безъ сомнейя, узнаешь все характерныя особен ности его прежней манеры писать. Для него эта жизнь съ при родою, на вольномъ воздухе, такъ привлекательна во всехъ ея подробностяхъ, что онъ съ чисто детской радостью останавли вается на мельчайшихъ вещахъ. И здесь, всякш разъ, какъ онъ подходить къ изображенпо сильно охватившаго его на- строешя, слогъ его становится более рельефнымъ, изложен1е еще более талантливымъ. Известно, что образъ лыжебежца вырисовывается типичнее всего въ „болыпихъ прыжкахъ“; то *) Ср. напр, приведенные въ этой книгЬ отрывки изъ его наброска «На лы ж ахъ изъ Восса въ Хриспашю». Стр. 60—66.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz