Бреггер, В. К. Фритьоф Нансен / [соч.] В. К. Бреггера и Н. Рольфсена с стихотворным введением Бьёрнстьерне-Бьернсона ; пер. с дат. А. и П. Ганзен. - Санкт-Петербург : А. Ф. Девриен, 1896. - VIII, 365 с., 3 л. карт. : ил.
20G Фритьофъ Нансенъ. снега. Мы могли видеть безпрепятственно на 60 миль (100 кил.) впередъ, но и за этимъ предЪломъ не было видно и следа земли“. О Грёнландш и ея значенш въ исторш полярныхъ изсле- дованш уже говорилось въ предыдущихъ статьяхъ, и здесь остается только сказать еще нисколько словъ о Шпицбергене, о земле Франца-1осифа и о северо-восточномъ проходе. Однимъ изъ важнейшихъ аванпостовъ на пути къ север ному полюсу является Шпицбергенъ, который въ нынешнемъ году можетъ справить 300 летнш юбилей своего открытая Вил- лимомъ Баренцомъ. Помимо того, что группа острововъ Шпиц- бергенъ оказывалась до второй половины нашего века однимъ изъ наиболее близкихъ къ северному полюсу пунктовъ, она представляла еще то преимущество, что являлась исходнымъ пунктомъ, достичь котораго въ летнее время можно было раз- считывать всегда наверняка. Въ 1827 г. Парри отправился къ северу отъ Шпицбергена на двухъ лодкахъ-санкахъ. Въ течете целаго месяца отрядъ его шелъ по льду все впередъ; потомъ оказалось, что ледъ отно- силъ ихъ назадъ больше, чемъ они успевали подвинуться на своихъ лодкахъ-санкахъ впередъ. Находились они тогда почти на 3° ближе къ северу, или на 82°45' сев. шир .,т. е. достигли такой близости къ северному полюсу, которая была превзой дена лишь 50 летъ спустя, а лейтенантомъ Локвудомъ въ 1882 г. превзойдена только на 1°. Экскуршя Парри была первою санною экскуршей въ исторш изследовашя областей севернаго по люса. Почти у того же градуса долготы (между 18-мъ и 19-мъ ме- рид1аномъ къ востоку отъ Гринвича), у котораго удалось въ 1806 г. Скоресби (Scoresby), а въ 1827 Парри пересечь въ открытомъ море 81° сев. широты, достигъ въ 1868 г. Нордеы- шёльдъ на шведскомъ пароходе „Соф1я“ 81°42' сев. шир.,— т. е. „Соф1я“ зашла севернее какого .либо другого корабля. Удалось это, лишь благодаря тому, что передъ пароходомъ по стоянно расчищали путь, взрывая ледъ порохомъ. Пароходъ повернулъ обратно не раньше, чемъ „впереди оказалось такое пространство почти сплошного льда, по которому человекъ съ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz