Бреггер, В. К. Фритьоф Нансен / [соч.] В. К. Бреггера и Н. Рольфсена с стихотворным введением Бьёрнстьерне-Бьернсона ; пер. с дат. А. и П. Ганзен. - Санкт-Петербург : А. Ф. Девриен, 1896. - VIII, 365 с., 3 л. карт. : ил.
202 Фритьофъ Нансенъ. сейнъ Кэна и проливъ Смита, во время высадки экипажа у про лива Уэльекаго, часть экипажа—девятнадцать человекъ—была унесена въ море на льдине. Съ 15 октября 1872 г. по 30 апреля 1873 г. плыли они на льдине черезъ Баффиновъ ааливъ и Дэви- совъ проливъ и достигли восточнаго угла Лабрадора, где были приняты на китобойное судно. Разстояше, пройденное ими на льдин^, равняется разстоянпо между южной частью Шпицбер гена и Гамбургомъ! Столь-же продолжительное, хотя и не столь дальнее, плаваше на льдине совершили члены немецкой поляр ной экепедицш „Ганза1 вдоль другой стороны Грёнландш, года за три передъ темъ. Зимою 1875—1876 г. въ канале Робезона было, по уверетю мореплавателя Де, затерто льдами трехмачтовое судно. Это былъ „Алертъ1, посланный подъ командой капитана Нэрса англшекимъ адмиралтействомъ съ приказатемъ „дойти до наи высшей северной широты, а если возможно, то и до севернаго полюса!“ И если Нэрсъ не достигъ полюса, то лишь потому, что—какъ доноситъ онъ самъ—„этимъ путемъ черезъ проливъ Смита его достичь нельзя1'. Вначале, когда „Алертъ1 разстался съ судномъ „Discovery оставленномъ для наблюдешя въ заливе того-же названгя, Нэрсъ полагалъ еще, что поставленная ему задача разрешима. При этомъ, однако, предполагалось, что каналъ Робезона является узкимъ проливомъ, соединяющимъ бассейнъ Галя съ подобнымъ- же севернымъ бассейномъ. „Алертъ “ шелъ впередъ на всехъ парахъ до 82° 24', т. е. до самой северной точки, достигнутой до техъ поръ кораблемъ, но затемъ наткнулся на лёдъ, черезъ который уже невозможно было пробиться. „Тотъ, кто серьезно предлагаете пробраться черезъ подоб ный лёдъ, или притворяется, или самъ не ведаетъ, на что идетъ... Безспорно, что пароходы могутъ пробиваться черезъ некрепкш лёдъ, который капитаны парусныхъ кораблей при нуждены были въ прежшя времена объявлять непроходимымъ... но не было еще построено такого судна, которое могло-бы вы держать напоръ и давлен1е сплошного крепкаго льда11. Вотъ что было наиисано въ 1878 г. Съ того времени по- строенъ „Фрамъ11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz