Альбанов, В. И. На юг к Земле Франца-Иосифа! : поход штурмана В. И. Альбанова по льду со шхуны «Св. Анна» экспедиции лейтенанта Г. Л. Брусилова : с очерком экспедиции лейтенанта Г. Л. Брусилова, составленным Л. Л. Брейтфусом: с рисунками в тексте и 1 картою / В. И. Альбанов. Петроград : Типография Морского министерства,1917. – [2], 194 с., ил., табл.

I. Сборы въ санную экспедицію. Къ своему путешествію я началъ готовиться 10 января 1914 г., Работы было много. Надо было сдѣлать семь каяковъ, семь нартъ,. сшить или исправить одежду, сапоги, готовить провизію и проч. и проч. Неимѣніе съ собой необходимаго матеріала и даже нѣко- торыхъ инструментовъ, сильно осложняло дѣло. Для каяковъ и нартъ приходилось выбирать лѣсъ далеко не доброкачественный, пилить его, дѣлать мѣдныя заклепки и даже инструменты. Кромѣ заклепокъ, всѣ соединенія каяковъ скрѣплялись бензелями и весь остовъ оплетался сѣткой изъ тонкой, но крѣпкой бичевки. Когда остовъ былъ готовъ, его обшивали парусиной, на что пошли запас­ ные паруса. Всѣ эти работы производились въ трюмѣ на холоду до 80°R, при свѣтѣ жировыхъ свѣтиленъ, отъ которыхъ было больше копоти, чѣмъ свѣта. Въ болынинствѣ случаевъ работать приходи­ лось, несмотря на страшный холодъ, голыми руками, такъ какъ сама работа была мелкая, копотливая, руки поминутно стыли и мы ихъ отогрѣвали надъ «коптилками». Въ особенности, мучи­ тельна на холоду была клепка остововъ и обшиваніе ихъ паруси­ ной, когда холодная парусная игла, какъ раскаленное желѣзо оста­ вляла волдыри на кончикахъ пальцевъ. Даже самыя парусныя иглы приходилось дѣлать самимъ и въ концѣ концовъ въ этой отрасли мы достигли почти искусства. Игла получалась крѣпкая, чистая, красивая, которую трудно было даже отличить отъ покуп­ ной. Мало-по-малу трюмъ нашъ сталъ наполняться остовами кая­ ковъ п нартами; оживленіе тамъ царило съ рання го утра и до поздней ночи, всѣ были настроены бодро, шутили и пѣли пѣсни. Каждый каякъ первоначально разсчитывался на двухъ человѣкъ, не считая поклажи. Каждый давалъ своему каяку названіе: тутъ были «Чайка», «Нырокъ», «Пунога», «Чирокъ», «Глупышъ» и проч. Нѣкоторое затрудненіе встрѣтилось при окраскѣ, такъ какъ въ трюмѣ на холоду красить было нельзя. Тогда былъ снятъ свѣ- товой люкъ на ютѣ и черезъ него всѣ каяки по очереди были опущены въ нижнюю кухню, гдѣ и были окрашены. Съ недѣлю въ кухнѣ можно было ходить только сильно согнувшись, почти на четверинкахъ. Въ мартѣ мѣсяцѣ у носа судна образовалась во льду трещина, которая скоро расширилась до двухъ саженъ. Въ этой полыньѣ была произведена проба всѣхъ каяковъ, ^казавшаяся очень удовлетворительной. Каяки были помѣстительны и устой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz