Альбанов, В. И. На юг к Земле Франца-Иосифа! : поход штурмана В. И. Альбанова по льду со шхуны «Св. Анна» экспедиции лейтенанта Г. Л. Брусилова : с очерком экспедиции лейтенанта Г. Л. Брусилова, составленным Л. Л. Брейтфусом: с рисунками в тексте и 1 картою / В. И. Альбанов. Петроград : Типография Морского министерства,1917. – [2], 194 с., ил., табл.

— 37 — •буквальномъ смыслѣ слова. Голодъ среди полярной ночи, т. е. въ такое время, когда не можетъ быть даже и надежды на охоту, когда замираетъ всякая жизнь въ безбрежной дрейфующей ледяной пустынѣ. Съ другой стороны, если бы въ апрѣлѣ ыѣсяцѣ наступившаго 1914, года половина всего экипажа «Св. Анны» рѣшилась уйти съ судна, чтобы въ самое благопріятное для путешествія н охоты время достигнуть земли, и даже взяла бы съ собой при этомъ на два мѣсяца самой необходимой провпзіи, главнымъ образомъ сухарей, то для другой половины экипажа, оставшейся на суднѣ, провизіп должно было хватить уже до октября мѣсяца 1915 года. А въ это время мы тогда считали уже возможнымъ освобожденіе судна отъ ледяныхъ оковъ, гдѣ нпбудь между Гренландіей п ІПпиц- бергеномъ. Необходимо ли было для спасенія судна присутствіе на немъ полнаго экипажа, т. е. 23 человѣкъ? На этотъ вопросъ отвѣчаетъ самъ Брусиловъ въ своей выпискѣ изъ судового журнала. Онъ считаетъ, что если судно вынесетъ въ открытое море, то для управлеізія имъ достаточно девяти человѣкъ. Съ уходомъ половины экипажа, кромѣ экопоміи провизіи, являлось возможнымъ вдвое экономить п расходъ топлива, что было очень важно теперь, когда на суднѣ не оставалось ни одного куска угля, ни одного полѣна дровъ. Топлпвомъ въ это время служило сало медвѣдей и тюленей, которыхъ удавалось убивать и къ этому салу прибавляли машинное масло. На растопку и на согрѣваніе самовара шло дерево, которое получали, ломая безчисленныя переборки, каютки и другія несу- щественныя части судна. Такого дерева можно было получить еще довольно, не принося ущерба крѣпости судна. Въ теченіе зимы 1913—14 года весь экипажъ помѣщался въ кормовой части судна, въ двухъ помѣщеніяхъ: въ верхпемъ, устроенномъ въ кожухахъ, наиболѣе легкомъ и холодномъ и въ нпжнемъ, гдѣ была устроена и кухня. Это нижнее помѣщеніе было теплое и отапливалось одной кухонной плитой. Съ уходомъ половины экипажа являлось возмож­ нымъ всѣмъ остающимся помѣститься внизу, а верхнее помѣщеніе не отапливать. Это, конечно, было и экономнѣе и безопаснѣе для здоровья, т. к. въ верхнемъ помѣщеніи зимой рѣдко удавалось держать температуру выше —2° R. ночью и + 4 ° R. днемъ. Теперь, кажется, ясны причины, побудившія меня съ частью команды покинуть судно, а лейтенанта Брусилова отпустить насъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz