Альбанов, В. И. На юг к Земле Франца-Иосифа! : поход штурмана В. И. Альбанова по льду со шхуны «Св. Анна» экспедиции лейтенанта Г. Л. Брусилова : с очерком экспедиции лейтенанта Г. Л. Брусилова, составленным Л. Л. Брейтфусом: с рисунками в тексте и 1 картою / В. И. Альбанов. Петроград : Типография Морского министерства,1917. – [2], 194 с., ил., табл.

/ Путь «Св. Анны» въ дрейфѣ со льдомъ ноказанъ на прила­ гаемой картѣ, на которую нанесенъ также и маршрутъ партіи Альбанова. На этой картѣ, въ связи съ поправками, сдѣланныыи г. Альбановымъ, путь «Св. Анны» въ сѣверной его части нѣсколько отличенъ отъ такового, показаенаго на картѣ, составленной по даннымъ лейтенанта Брусилова, и приложенной къ его «Выпискѣ изъ вахтеннаго журнала», помѣщенной въ XXXVIII т. «Записокъ по Гидрографіи» х). . Еромѣ того, на этой же картѣ показаны штриховкой: несуще- ствующіе Земля Петермана, Земля Короля Оскара и мысъ ПІерардъ Осборнъ и неправильно продолженный къ сѣверу очертанія сѣвер- ныхъ частей Земли Александры и Земли Кронпринца Рудольфа, которыя наносились на карты до выхода въ свѣтъ трудовъ экспе- диціи Уэльмана, Джэксона и герцога Абруццкаго. Въ распоряженіи Альбанова находилась только такая непра­ вильная карта, именно—карта, приложенная къ сокращенному рус­ скому изданію описанія путешествія Нансена «Среди льдовъ во мракѣ ночи».—Сопоставляя географическія картины, открывав- шіяся передъ Альбановымъ въ дѣйствительности съ изображеніями его карты, читатель увидитъ, какъ трудно ему было оріентиро- ваться, и пойметъ его запись въ дневникѣ: «или моя карта ни къ черту не годна, или мы дрейфуемъ гдѣ-нибудь между Землею Александры и Шиицбергеномъ, причемъ мы уже миновали Землю Гилисъ, не видавъ ея». Изъ данныхъ, нанесенныхъ на нашу карту, мы видимъ, что съ 15 октября по 19 ноября ст. ст. «-Св. Анну» несло почти прямо къ сѣверу вдоль берега Ямала и что къ послѣднему моменту судно находилось на широтѣ нѣсколько сѣвернѣе острова Бѣлаго. Затѣмъ направленіе дрейфа уклоняется къ востоку до 73° в. д. отъ Гринв., но вскорѣ снова принимаетъ сѣвериос направленіе и держится его до 27 января 1913 года. Съ этого момента и до конца февраля наблюдается новое отклоненіе къ востоку, послѣ чего направленіе дрейфа, сохраняя общее поступательное движеніе къ сѣверу, склоняется къ западу. Описавъ на своемъ пути значительное число петель, судно, съ сковавшимъ его ледянымъ полемъ, къ началу сентября 1913 г., — 10 — ') По даннымъ г. Альбанова изыѣнены олѣдующія мѣстоположенія: 28 дек. 1913 г. — <р = 82"45', X= 64°48' вмѣсто: 9 = 82°42.5', X= 64°48' 28 янв. 1914 ѵ. — 9 — 82“25', X= 61с04' вмѣото: 9 = 82°42,5', X= 64°48'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz