Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.

— 4 8 7 По Мурманскому рукаву глубина остается почти таже, какъ на прежнихъ картахъ; только около деревни Красной горы, гдѣ въ 1778 году было 11 футъ, мы нашли банку, почти обсыхающую. На барѣ этого стрежа, съ 1752 по 1784 годъ, глубина уменьши­ лась съ 10‘/ 2 на 7 ‘/ 2 футъ, а послѣ опять стала увеличиваться и теперь—9 футъ въ малую воду. Направленіе стрежа чрезъ этотъ баръ, отъ острова Кумбыша, на картахъ 1752 года показано къ NW; потомъ, въ слѣдующихъ годахъ, WNW; а мы нашли его почти по направленно прямо на W отъ острова Гольца ( ‘). По Пудожемскому рукаву общая глубина стрежа тоже не измѣ- нилась, но баръ его, къ NW отъ острова Ягры, съ 1752 по 1793 годъ обмелѣлъ изъ 10‘/ 2 въ 7 футъ; потомъ, въ слѣдующіе 10 лѣтъ, углубился до 8 ‘/ 2 Футъ; а въ 1832 нашли мы его только отъ 7 до 6 ‘/ 2 футъ при малой водѣ. Стрежъ къ SW отъ Ягры, хотя и существуетъ, во мельче сѣвернаго. Баръ Никольскаго устья, съ 1732 по 1784 годъ обмелѣлъ изъ 12 до 6 '/ 2 футъ, т. е. на 5 ‘/ 2 футъ въ 52 года; потомъ сталъ углубляться, а мы нашли на немъ опять не болѣе 6 '/ 2 футъ. звачнтельныя неровности дна; на Березовомъ барѣ найдено, вмѣсто бившей 113Д фута глубины, только Ю '/2 Футъ; а на Новомъ небыло тогда менѣе 11 футъ. Эта перемѣна заставила проводить корабль Іезекіиль чрезъ Новый баръ. Стрежъ этотъ обставили вѣхами (на шпиртбакенахъ) и первая проводка воен- наго корабля Іезекіиль этимъ путемъ совершена благополучно, при глубинѣ 15 ф. 3 д. въ.нолнук» воду. По промѣру въ іюлѣ того же года, по W-й сторонѣ ІІоваго бара, найденъ другой стрежъ, еще глубже— меньшая глубина оказалась 121/ 2 футъ въ малую воду. Въ послѣдствіи, во все это лѣто, прошло этимъ же путемъ до 700 купеческихъ судовъ, прпходившихъ въ Архангельскъ, а прежній Березовый баръ служилъ только для лодей и другихъ мелкихъ судовъ, держа­ щихся ближе къ зимнему берегу. Итакъ, Березовый баръ, бывшій корабель- ныиъ фарватеромъ съ 1768 но 1847 годъ, нынѣ сталъ опять Ладейными , какъ назывался съ начала открытія его въ 1746 году. Чтобы убѣдиться въ выгодахъ этого новаго пути, стоить только взляиѵть на карту, онъ прямѣе н шире Б е­ резоваго стрежа. По свѣдѣніямъ, собраннымъ отъ рыбаковъ, промышляющихъ по югозападной сторонѣ Мудьюгскаго острова, узнали, что осенью 1846 года, нри покрытіи дьдоиъ Двинской губы, около Мудьюгскаго острова, фарватеръ Березоваго бара мѣстами затерло льдомъ до самаго дна и. слѣдовательно, остановило теченіе на всю зиму. Этого довольно, чтобы понять причину появления бугровъ на днѣ Березоваго стрежа и общее его обмеленіе, равно какъ и увеличеніе глу­ бины Новаго бара. П. Ѳ. К. М . Р . і1) Измѣненія гдубпнъ нослѣ 1832 года, сообщенныя мнѣ отъ П. Ѳ. Куз- мнщева, внесены въ общую сравнительную таблицу, ниже сего прилагае­ мую. М . Р .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz