Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.

5) На картѣ 1778 года, штурмана Хлѣбникова, бакены со Ста - раго бара вовсе сняты и назначены только по Березовому бару, какъ на предъндущей картѣ 1776 года. По нынѣшнему Новому бару (Лягѣ) сдѣланъ промѣръ въ томъ направленіи, какъ нынѣ означается этотъ стрежъ. Меньшая г л у ­ бина 11 футъ. Въ Соломбалѣ означена церковь Св. Лаврентія, около 150 са­ жень отъ берега. На этой же картѣ впервые находимъ заводы: Волдушекъ (не сказано какой) близь деревни Исаковой Горы, на лѣвомъ берегу Двины, въ 10 верстахъ къ югу отъ города, и Шыршиминскій на нынѣшнемъ его мѣстѣ. Прочія островскія селе- нія не означены; впервые находимъ ихъ сполна на картѣ штур­ мана Купріянова, 1780 года. 6) Карта 1782 года, составленная штурманомъ Ядровцевымъ по описи лейтенантовъ Бабаева и Неледннскаго, содержитъ только Березовый ругавъ Двины, въ масштабѣ втрое болыпемъ противу прежнихъ картъ (т. е. верста въ 3 дюйм.). Она отличается отъ предъидущихъ подробностью промѣра: на ней показаны глубины и по новому бару (Лягѣ) съ надписью, «найденный въ 1777 году» Бакепы, башни и лоцманская изба—на тѣхъ же мѣстахъ, какъ на картѣ 1778 года. ОсТровъ Сяскъ, южнѣе крѣпости, означаемый прежде однимъ длиннымъ островомъ, у Ядровцева раздѣленъ на два: южный дли- резовому (ЛодеЁЕОму), а не по Старому бару, хотя меньшая глубина на обоихъ была одинакова— 12 футъ въ малую воду. На этой картѣ впервые означена лоцманская изба на юго-западной сторонѣ острова Мудыогскаго, въ одной верстѣ сѣвернѣе башни, или въ 2 ‘Д огъ Взглавья. Близь Новодвинской крѣпости, въ 150 саженяхъ повыше ея, означена та­ можня. Изъ указа 3 ноября 1755 года видно, что прпходившіе къ Архангельску и отходившіе оттуда корабли (купеческіе) должны были, кромѣ осмотра воен­ ной морской брантвахты на барѣ, становиться на якорь при Новодвинской крѣ- пости, у таможни, для осмотра пассажировъ. Въ первой поіовинѣ прошлаго столѣтія, проходъ между Новодвинскою крѣпо- стью и лежащимъ противу нея островомъ Жарковыми , заграждался дѣпью. Это такяіе составляло препятствіе и замедленіе проходу купеческихъ судовъ. Изъ дѣлъ портоваго архива видно, что до 1747 года проходъ между крѣпостью и остро­ вомъ Марковым* былъ такъ мелокъ, что мореходныя суда по немъ проходить не могли. Въ письменныхъ eudaxs, выдаваеныхъ на пропускъ купеческихъ судовъ, писалось обыкновенно коменданту Новодвинской крѣпости, что дозволяется пропустить судно «по за М аркову о ст р о в у т. е. по западную его сторону. Въ 1747 году, при вскрытіи рѣки нротиву крѣиости, около половины мая, вода — 4 7 9 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz