Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.

— 4 6 5 - Интенданство. Путь этой доставки:—съ притоковъ Камы въ Волгу, изъ нее—чрезъ Шексну и каналъ Герцога Виртембергскаго—въ Двинскую систему (стр. 447). Количество доставляемаго желѣза зависитъ отъ потребностей, по назначаемому судостроение; обык­ новенно колеблется оно между 18 и 30 тысячами иудовъ. Якоря ковались прежде на ПГиршеминскихъ заводахъ; съ пре- кращеніемъ этихъ работъ въ Ширшѣ, по сгорѣнія завода, въ 1815 году, доставляются якоря съ Уральскыхъ заводовъ: прежде везли ихъ по Волжской системѣ въ С,-Петербургъ, и оттуда мо- ремъ на транспортахъ; а съ прекращеніемъ посылки транспор- товъ, стали доставлять якоря съ Урала тѣмъ же путемъ, какъ и желѣзо. Чугунный баластъ также съ Уральскнхъ заводовъ. Пушки и чугунный баластъ доставлялись прежде изъ Петроза­ водска, рѣками и волоками, въ Сумскій посадъ, а оттуда моремъ въ Архангельскъ. Послѣ того, съ 1816 года (?) стали доставлять ихъ чрезъ С.-Петербургъ, моремъ, на транспортахъ; а теперь, опять прямо изъ Петрозаводска, чрезъ Вытегорскую систему, на Двину (стр. 441). Канаты ( ‘) и весь такелажъ спускаются на заводѣ прн портѣ изъ пеньки, доставляемой по подрядамъ изъ внутреннихъ губер- ній, болѣе изъ Орловской (стр. 448). Прочге припасы для порта, какъ то: листовая и болтовая мѣдь, до 1000 пудовъ, цѣпи къ вооруженію, гвозди, краски, стекла, инструменты, ворса, парусина и мундирные матеріалы (вмѣстѣ съ якорями и пушками) прежде доставлялись изъ С.-Петербурга на военныхъ транспортахъ или шлюпахъ; эти же суда, привозили взъ Архангельска въ Кронштадтъ смолу, пекъ, алебастръ и же- іѣзныя обсѣчки, ненужныя при томъ портѣ (2). Съ 1831 года, посылки транспортовъ изъ Балтики превратились и всѣ принасы доставляются изъ С.-Петербурга—лѣтомъ по рѣкамъ, а зимою сухимъ путемъ, съ подряда. Въ послѣдніе годы отправлено кораб- дестроительныхъ прнпасовъ: водянымъ путемъ до 6 тысячъ пу­ довъ, зимнимъ—до 8 тысячъ; за провозъ этого груза взъ С.-Пе­ тербурга въ Архангельскъ, платится: лѣтомъ—отъ 57 до 63 коп. (і) Въ 1848 году, корабль Память Азова (второй), получплъ и якорныя цѣпи, доставленная пряно изъ Англін въ Архангельскъ. М . Р . (*) Въ старинные годы, когда въ матросской порціи была доложена и рыба7 идуіція изъ Архангельска суда привозили въ Кронштадтъ для флота треску. М . Р . 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz