Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.

г' части ихъ кренятъ "на ыѣстѣ зимовки, въ рѣкѣ Соломбалнѣ, устраивая для сего временния киленбанкп; но со времени обме- лѣнія этой рѣчки, суда зимуготъ въ Лапоминской гавани, и въ случаѣ нужды, для исправленія, килюются у Соломбальскаго Адми­ ралтейства, на временной киленбанкѣ, устраиваемой изъ бароч- наго днища. Съ 1733 по 1833 годъ, на Соломбальской верфи построено: — 4 6 2 — Кораблей 74-хъ пушечныхъ (съ 1785 года). 54. — 66 ................................................................................... 88 . — 54 .............................................................. 75. Фрегатовъ, 44 и 36-ти пушечныхъ . . . . 75. Шдгоповъ 30-ти п у ш е ч н ы х ъ ............................... 4. Фрегатъ 16-ти п у ш е ч н ы й ..................................... 1. Бриговъ отъ 12 до 16 пушечныхъ [1]. . . 6. Шхунъ, яхтъ и пр. мел. суд. менѣе 10 пуш. 14. Траиспортовъ и догрузныхъ судовъ, отъ 120 до 300 т о н н ъ ..................................................................... 6. Пароходовъ въ 60 сидъ (съ 1825 года). . . 2. Плавучихъ батарей о 14-ти пушкахъ . . . 4. Кановерскихъ додокъ и іолъ, въ 2 и 1 п. . 71. Фдейтовъ, пинокъ, гукоровъ и прочихъ па- русныхъ судовъ . . . ..................................... 69. Отправлены въ Бал­ ийское море. Для потребностей Архангельскаго порта и описп сѣверныхъ морей. Съ 1801 по 1808 годъ, для защиты Двины. Частію въ Балтику, и частію для полярныхъ морей. Всего. 408 судовъ. Лѣсъ на постройку кораблей, фрегатовъ, шлюповъ и нѣкото- рыхъ мелкихъ судовъ, употребляли до 1809 года лиственичный; но теперь, по недостатку листвеиицы, она употребляется только для главныхъ членовъ: для набора и подводной обшивки; верхняя и внутреннія обшивки, палуба и прочія мелочи внутренняго устройства, большею частію—сосновыя; дубъ, по недостатку его, употребляютъ только на битенги, кранбалы, степсы и рудеръ; эти дубовыя части разобщаютъ отъ сосны и лиственицы прокладкою крашеной бумаги или сукномъ.—Съ 1820 года, для скрѣпленія подводной части употребляютъ мѣдные болты. Неболыпія портовыя суда строятся, частію изъ обрубковъ и мелкаго лѣса, остающагося отъ постройки большихъ судовъ; скрѣп- леніе въ нихъ желѣзное. (4) Съ 1834 года стали строить въ Архангельскѣ военные бриги, о 20-ти пушкахъ, бодынія шхуны и транспорты, для службы въ Бадтійскомъ морѣ. Впрочемъ транспортные шлюпы строили и прежде. М . Р .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz