Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.

— 4 6 1 — суше и легче лѣвой; это происходите отъ положенія эленговаъ, н которыхъ суда обращены правымъ бортомъ къ югу, а лѣвымъ къ сѣверу ( ‘). Спущенныя суда, освободясь отъ полозьевъ, тотчасъ подходятъ къ мачтовымъ кранамъ, кладутъ въ трюмъ нѣсколько баласту въ добавокъ къ тому, который пмѣли при спускѣ, ставятъ мачты, вооружаются и оканчиваютъ внутреннюю отдѣлку. Корабли, прог- навъ весь рангоутъ, спускаютъ его и остаются подъ фалыпивымъ вооруженіемъ (вмѣсто стенегъ, брам-стеньги) до перехода чрезъ баръ (2); фрегаты подымаютъ полный рангоутъ настоящаго воору- женія и берутъ баласту нѣсколько болѣе чѣмъ корабли. Всѣ тя­ жести вооруженія, артиллерія, запасы и провизія, размѣщаются на догрузныя суда. Приготовительное вооруженіе кораблей и фрегатовъ у порта оканчивается обыкновенно въ мѣсяцъ. Тогда, съ помощію парохо- довъ, подъ распоряженіемъ одного изъ помоіцниковъ капитана надъ портомъ и лоцъ-капитана, отводятъ эти суда за баръ, гдѣ оканчиваютъ нагрузку и вооруженіе, продолжающееся также съ мѣсяцъ. Такимъ образомъ, чрезь 2 мѣсяца по спускѣ, новый ко­ рабль готовъ къ отходу въ море. Обыкновенно спускъ кораблей и фрегатовъ биваетъ вскорѣ по вскрытіи рѣки, въ майскія сизпгійныя полныя воды; слѣдова- тельно, къ исходу іюля суда уходятъ съ бара (3). Корабли и фре­ гаты, отправляемые въ Кронштадтъ, снабжаются половиннымъ числомъ пушекъ по своему рангу. Мелкія суда берутъ полную артиллерію. Иногда, по особеннымъ случаямъ, суда эти остаются въ Архангельскѣ до слѣдующаго года и зимуютъ въ Лапо- минкѣ. Суда, назначаемыя для службы въ Бѣломъ морѣ, почти всегда приготовляются къ выходу въ море тотчасъ по спускѣ ихъ на воду. Они обыкновенно сидятъ не глубже 12 футъ.—Исправление надводной части портовыхъ судовъ, обыкновенно производится у набереяшой стараго Адмиралтейства. Для починки подводной (Ч Съ построенія (въ 1842 году) крытыхъ элинговъ, суда защищены отъ дѣй- ствія солнца на правый бортъ. и отъ вліянія большей сырости на лѣвнй; этимъ конечно отстранится и закѣчаемая прежде кривобокость судовъ. М. Р . (2) Нынѣ, при пособіи пароходовъ, нѣтъ надобности поднимать фальшивое вооруженіе, и потому корабли привязываютъ только трисели. М . Р . (3) Н бщ Ѣ въ концѣ ігоня. Ж . P .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz