Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.
— 4 6 0 — расдодоженія и наружнаго вида, не отступая впрочемъ отъ преж- няго плана подводной части. Въ корабляхъ начались эти же перемѣиы съ 1826 года (Азовъ), не слѣдуя однако системѣ Се- пингса ( ‘), Мелководіе бара не дозволяетъ проводить корабли въ углубленіи на ровный киль болѣе 14 ф. 8 д ., а потому кили ихъ низки (2) и уже въ кронштадтскихъ докахъ увеличиваются фальш- килемъ. Малыя суда обшиваются мѣдью на стапелѣ, а корабли и фрегаты идутъ въ море не обшитые мѣдыо. Въ 1827 году испытывали обшивать на стапелѣ и фрегаты (Ольга), но послѣ того опытъ этотъ оставленъ: при спускѣ мѣдь коробитъ и обрываетъ. Строеніе корабля или фрегата продолжается обыкновенно около 10 мѣсяцевъ. Усиѣху этихъ работъ весьма много способствуетъ опре- дѣлительное и постоянное занятіе каядаго мастероваго, при строеніи находящагося. Порядокъ этотъ ввелъ извѣстный кораблестроитель А. М. Курочкинъ, Сиускъ судовъ въ Архангельскѣ имѣетъ также свои особенности: копылья отъ полозьевъ не пришиваются къ кор пусу судна, а только снайтовливаются между собою подъ киль; отъ этого, какъ скоро корабль погрузится кормою въ воду, полозья выплываютъ изъ подъ него, и тѣмъ освобождаютъ отъ тягостной работы выдирать ихъ. Неудобство же этого способа — что иногда якорь, брошенный съ кранбала, падаетъ на полозъ, и корабль бѣжитъ чрезъ весь узкій стрежъ на мелководную кошку. Для того, чтобы удержать судно не допустивъ его до мели, берется задержня, т. е. кабельтовъ, къ битеньгамъ, устроеннымъ ва элингѣ (3). Случалось также, что полозья выскакивали изъ подъ судна на одну сторону, и тѣмъ значительно наклоняли его. Замѣ- чено также, что правая сторона судовъ, строящихся въ Соломбалѣ, ( ‘J С ъ 1842 года корабли (Ингерманлапдъ) скрѣпляются желѣзными кницами; а съ 1847: (Память Азова 2-й) такими же ридерсами. Съ 1846 года (Нарва) снабжаются желѣзныии ящиками для воды (систернами), выдѣдываемыміі при портѣ на Ширшеминскихъ заводахъ. М . Р . (2) Отъ этого корабли, идущіе изъ Архангельска внѣстѣ съ фрегатами, всегда падаготъ подъ вѣтеръ. Случалось (1826 года), что въ продолженіи сутокъ, при унтерзейлѣ, корабль уносило миль на 15 отъ фрегата. М . Р . (3) Нынѣ (1848) предполагается одинъ изъ элегентовъ (юяшый) устроить въ такомъ направленіи, чтобы онъ составлялъ съ направленіемъ теченія рѣки пе прямой, а по возможности тупой уголъ. Тогда, при спускѣ, корабль пойдетъ не поперегъ теченія, а наискось, по направленію стрежа. Ы . Р .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz