Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.
— 4 5 9 — нихъ караульный домъ. Этн ворота служатъ главнымъ входомъ въ Адмиралтейство или въ портъ ('); рядомъ съ ними другія, отворяемыя только въ случаѣ пожара, для избѣжаиія столкновеній и тѣсноты. Ворота Лѣсной и Средней частей порта отворяются только для особенныхъ надобностей. У Кузнечнто моста, соединяю щего старую и новую части порта, стоитъ постоянный футштокъ, по которому наблюдается высота воды въ рѣкѣ (2). Первое казенное судно, построеное въ Архангельскѣ (не извѣстно на которомъ мѣстѣ) въ 1694 году, отправлено, по повелѣнію Го сударя Петра Великаго, «на его счетъ», въ Голландію, съ това рами. Въ 1700 году началось строеніе военныхъ судовъ на Солом- балѣ ( 3). Въд в а года выстроено 13 судовъ, съ которыми Государь плавалъ въ Бѣломъ морѣ. Послѣ того кораблестроеніе на этой казенной верфи шло слабо и въ 1720, но устроеніп верфей на Невѣ—прекращено. Въ 1733 году, подъ распоряженіемъ глав наго командира, коятръ-адмирала Бредаля, и капитана надъ портомъ Мятлева, основано нынѣшнее Адмиралтейство (старое), а чрезъ два года (1735) спущены и отправлены въ Кронштадтъ два корабля,«Городъ Архангельскъ»и«Сѣверная Звѣзда». Съ тѣхъ поръ строеніе военныхъ судовъ въ Соломбалѣ продолжается безпрерывно. Прежде производилось оно съ подряда, а нынѣ казенными людьми, Сначала строились корабли 54 пушечные, потомъ 66 пушечные, и наконецъ, съ 1785 года, 74-хъ пушечные, что и нонынѣ про должается*. (Изъ четырекратн. путешествія капитана Литке). Всѣ архангельскіе корабли строятся нынѣ (съ 1804 года) по плану 74 пушечнаго корабля Сильный; фрегаты 44 пушечные, по плану фрегата Спѣшный (1801"), а 36 пушечные по фрегату Легкій (1803). Съ 1822 года стали скрѣплять фрегаты (Вѣстовой) по способу Сепингса и измѣнили старинный планъ внутренняго (') Отъ этихъ воротъ, посреди Адмиралтейства идетъ каменная мостовая,до рога, до крытаго элинга, близь ея, съ одной стороны деревянный сарай для пожарныхъ снарядовъ, а съ другой— камеппая кладовая для кораблестроитель- ныхъ инструмептовъ. (2) Нуль, или средняя точка дѣленій этого футштока принимается за нормаль ную (среднюю или ординарную) высоту уровня воды въ рѣкѣ Двипѣ. Къ этой высотѣ приведены всѣ глубины, означенныя па картахъ. Изъ иаблгодепій съ 1843 по 1848 годъ оказывается, что ныпѣшпій нуль этого футштока, соотвѣт- ствуетъ среднему понпженіго квадратурной малой воды. Ж. Р. (3) Изъ дѣлъ портоваго архива видно, что нѣкоторыл мастерскія, магазины и лѣсопильная мельница, были тогда на островѣ Масѣевѣ. Ш . Р ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz