Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.
- 4 5 7 — яомъ дворѣ и рьшкѣ (на Навоѣ), по вторникамъ, и въ осеннюю ярмарку, когда бываетъ тамъ главный торгъ рыбою. Для сообще- нія съ городомъ, лѣтомъ и зимою, въ Соломбалѣ есть извощики. Постоялыхъ домовъ для пріѣзжающихъ и порядочныхъ гости н- ницъ въ Соломбалѣ нѣтъ; два, три трактира, въ гавани и на Березникѣ, лѣтомъ носѣщаются иностранными моряками, а зимою только отъявленными любителями трактирной жизни. Прежде былъ въ Соломбалѣ «клубъ», составленный обществомъ морскихъ офи- церовъ и ирочихъ чиновниковъ. Въ 1824 году, это сборное мѣсто соломбальскаго общества перенесено въ городъ и соединилось съ городскимъ Благороднымъ собраніемъ. с о л о м б а л ь с к о й а д м и р а л т е й с т в о занимаетъ югозападную часть острововъ, на которыхъ расположено Соломбальское селеніе. Адми ралтейство отдѣляется отъ селенія деревяннымъ заборомъ и, также какъ селепіе, разрѣзано рѣчками Соломбалкою и Курьею на три части: 1) Южная называется Малымъ или Жѣснымъ Адмиралтействомъ, имѣетъ 200 саженъ длины и 150 ширины. Тутъ были, еще въ 1832 году, шлюпочные сараи, и хранится пригоняемый къ порту лѣсъ— частію въ сараяхъ, но болѣе въ открытыхъ штапеляхъ. Берега этой части Адмиралтейства отъ юга низменны и ни чѣмъ не укрѣплены, кромѣ старыхъ, почти уже сгнивавшихъ, свай иа самомъ южномъ углу его, (*); по берегу рѣчки Соломбалки, . въ 1830 году предполагали возобновлять сваи и устроить возвышенную набережную (2), 2) Средняя часть называется Большимъ или Старымъ Адмирал тействомъ. Длиною по берегу Двины 200 саженъ и столько же въ ширину, къ востоку. Берега подняты деревянною набережною. Тутъ расположены 5 элинговъ (направленіе ихъ WtS), на которыхъ строились военные корабли и фрегаты; но съ 1807 года, на этихъ элингахъ кораблей не строятъ, за мелководіемъ и узкостію стреяіа (стр. 353 и прилож. 10). Въ одномъ изъ бывшихъ элинговъ стоить мачтовый сарай, а въ другомъ—шлюпочный; надъ ними разбивоч- ныя чертежныя, у каждаго по своему дѣлу. На южномъ углу н а бережной старые мачтовые краны и провіантскіе магазины. По (*) Нынѣ (1845) по берегу, со стороны Масѣева острова, для защиты отъ напора льда, поставлены палы. М. Р . (2) Это осталось не исполненымъ. М . Р .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz