Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.

— 4 3 5 — Амосова. За этими строеніями, отъ городской заставы, идетъ поч­ товая дорога, ведущая изъ Архангельска во всѣ города, кромѣ Онеги, Кеми и Колы, къ которымъ почтовый путь лежитъ по лѣ- вому берегу рѣки, мимо Никольскаго монастыря. Къ сѣверу отъ таможеннаго замка и монетнаго двора, по берегу рѣки почти на версту, строенія деревянныя. Между ними видны церкви реформатская и лютеранская; потомъ, у самой крутой и высокой части берега, доііъ вѣдомства удѣловъ (бывшій Митро- полова) и церковь Успенія Божіей Матери (Боровсвая); отъ нея къ N0 нѣсволько каменныхъ домовъ, между которыми отличается сахарный заводъ г. Брандта; противъ него — вновь устроенная г. Брандтомъ гаванца или ковшъ. При началѣ Кузнечихи—длинный двухэтажный каменный домъ военныхъ кантонистовъ. Отъ него къ востоку—церковь Св. Троицы (Кузнечевская). Противъ этой церкви устроенъ сиускъ съ крутаго берега рѣки на мостъ, веду- щій въ Соломбалу. Длина моста 238 сажень; съ 1844 года онъ строится кая^дую весну, на сваяхъ, вбитыхъ въ дно рѣки, на глубинѣ отъ 6 до 11 футъ. Одно звѣно моста, подъ городскимъ 'берегомъ, можетъ разбираться, для пропуска судовъ, идущихъ по рѣкѣ Кузнечихѣ на зимовку въ рѣку Соломбалку. Шлюпки могутъ вездѣ ироходить подъ мостомъ, поднятымъ футъ на 6 отъ воды ( ‘). Въ концѣ этой частп города (Кузнечихѣ) находятся: Военный Морской госпиталь, строеніе деревянное. Далѣе, по берегу рѣкн Кузнечихи,—небольшія деревеньки и разные заводы, болѣе кир­ пичные. Вародонаселеніе собственно города Архангельска, лѣтомъ 1830 года, считалось до 9000 мужескаго пола, въ томъ числѣ до 1500 военныхъ съ кантонистами, и почтн столько же временно нребы- вающихъ изъ разныхъ губерній, по дѣламъ торговли; женскаго пола до 6000 душъ. Гражданское управление города то же, какъ и въ другихъ губери- скихъ городахъ Россіи. Оно состоитъ подъ главнымъ начальст- (*) До 1844 года мостъ строился на барочныхъ дниідахъ; только у береговъ концы его были подняты на сваяхъ; тутъ проходили шлюпки, а для судовъ вы­ двигалось одно звѣно моста. Настплка этого плавучаго моста, будучи не высока отъ воды, обливалась ею даже при умѣренныхъ вѣтрахъ. Нынѣшній мостъ всегда сухъ. "М.. Р .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz