Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.

— 4 1 7 — Телейкиной до Выг-озера 40 верстъ, и этимъ озеромъ 20 верстъ* до деревни Койкенцы. Отсюда, по хорошей конкой дорогѣ, чрезъ волокъ къ Сум-озеру, до деревни Вореньжи 30, и на карбасахъ по Сум-озеру, до деревни Сум-озерской 10 верстъ, а отъ нея до входа въ рѣку Суму 5 верстъ; тутъ опять выходятъ на прибреж­ ную дорогу, идущую вдоль рѣкн Сумы до деревни Лапиной 10 верстъ. Далѣе — внизъ по рѣгѣ Сумѣ водою 10, и наконецъ, по дурной прибрежной дорогѣ еще 10 верстъ до посада Сумы (*). Всего отъ Повѣнца 179 верстъ. Путь этотъ пролегаетъ чрезъ мѣста дикія, мало населенныя: однако, въ упомянутыхъ селеніяхъ путешественники находятъ по- собія: проводниковъ, лошадей и карбаса. Берега рѣкъ и озеръ, большею частію гранитные, покрытые мелкимъ сосновымъ лѣсомъ; сухопутныя дороги (волоки) мѣстами чрезъ болота, но болѣе по сухому горному кряжу, для пешеходовъ — хороши, для ѣзды на телѣгахъ—сносны. Однако, по затрудненіямъ, встрѣчае- мымъ на порогахъ рѣки Сумы и на переправахъ чрезъ длинные волоки, этотъ лѣтній путь для перевозки товаровъ не употреби- теленъ (2). Водное сообщенге съ С.-Петербургомъ. Если Сумлянамъ встрѣ - чается надобность отправить свой товаръ въ Повѣнецъ лѣтомъ, то обращаются они, какъ и Кемляне и прочіе Поморцы, къ водному сообщенію чрезъ рѣку Выгъ, при сѣверномъ устьѣ которой, назы- ваемомъ рѣкою Сорокою, лежитъ деревня Сорока, въ 50 верстахъ къ NW отъ Сумы и въ 100 верстахъ къ югу отъ Кеми (стр. 45 и 46). Отъ деревни Сороки вверхъ по этой рѣкѣ 8 верстъ, до деревни Выг-островъ, лежащей на восточномъ концѣ острова, раздѣляю- щаго рѣку Выгъ на два рукава: сѣверный, о которомъ здѣсь го- воримъ, и южный,—извѣстный подъ названіемъ рѣки Шизны (стр. 45 и 271). (‘) Подробности о рѣкахъ смотри ниже стр. 419, прим. 1, и дадѣе. М . Р . (2) Прежде доставляли изъ Петрозаводска къ Архангельскому порту чугупныя: вещи (пушки, ядра и баластъ; кажется и якоря) чрезъ Суму, къ острову Юкову (стр. 268). Мнѣ не удалось узнать опредѣлительно—какимъ путемъ провозили эти вещи отъ Повѣпца до Сумскаго посада—вероятно зимою. Доставка казен- ныхъ грузовъ изъ Петрозаводска въ Суму, по увѣренію Сумлякъ, производилась зимою на лошадяхъ. Путь этотъ оставленъ между 1804 и 1807 годами. М . Р . 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz