Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.

— 3 9 2 — Иностранная коммерческія суда обыкновенно относятся о своихъ нуждахъ къ своимъ Консуламъ или въ Коммерчес- кія конторы, на имя которыхъ онѣ адресованы. Конторы эти, почти въ продолженіе всего лѣта, имѣютъ ва гавани своихъ приказчиковъ, жительство которыхъ означается над­ писью на домахъ. Самыя конторы находятся въ городѣ, большею частію, въ собственныхъ домахъ этихъ купцовъ, и не подписаны; надо имѣть провожатаго, чтобы найти ихъ. Русскія суда, приходящія съ моря, и барки сверху рѣки, ведутъ дѣла чрезъ своихъ хозяева ; а Поморцы, большею ча- стію, сами хозяева судовъ и товара, на нихъ привозимаго, и потому, въ случаяхъ надобности пособія отъ военнаго порта, могутъ относиться сами къ Капитану надъ портомъ. Нагрузка. Коммерческія суда, которымъ отведено мѣсто въ Солом- бальской гавани, весьма удобно могутъ выгружать свой ба- ластъ тутъ же на берегъ по сходнямъ. Грузъ товаровъ от­ правляется съ судовъ въ городскую таможню на каюкахъ. Для нагрузки, товары тоже подвозятся къ борту судна на баркахъ и каюкахъ. Суда, имѣющія нужду въ рабочихъ людяхъ, нанимаютъ ихъ чрезъ приказчиковъ коммерческихъ конторъ. Большая часть мастеровыхъ, занимающихся починкою судовъ въ гавани,—отставные портовые служители, а въ празднич­ ные дни и въ свободное время, дозволяется заниматься этимъ и служащимъ въ портѣ мастеровымъ. Верфи. Купеческихъ верфей, въ 1832 году, было двѣ: 1 ) Купца Амосова ('), около версты южнѣе города, съ двумя элингами и довольно исправными, хотя и необширными мастерскими. Тутъ, между прочимъ, въ 1830 году, выстроено и отправ­ лено въ Англію, по заказу Англійскихъ купцовъ, судно (Кола) размѣреній 60-ти пушечнаго фрегата. 2) Коммерщи Соттника Брандта, на лѣвомъ берегу рѣки Маймаксы, близь его же лѣсопильнаго завода, имѣетъ 4 элинга, съ в^еьма, исправными мастерскими. Тутъ строятся всѣ суда (*) Верфь Амосова совершенно оставлена, а на верфи Брандта строеніе су­ дов* прекратилось. М. Р .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz