Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.
- 389 - должно оно лечь въ дрейфъ, пройдя флагъ-бакенъ. Приста вая къ острову Мудьюгскому, надо заходить съ южной сто роны заструги, выдавшейся отъ маяка къ S-ду на версту (стр. 115). Военные корабли и фрегаты выходятъ отъ Соломбальскаго Адмиралтейства съ фалыпивымъ вооруженіемъ, почти безъ груза, при углубленіи отъ 14 ф. 6 д. до 14 ф. 8 д., и прово дятся чрезъ баръ только въ сизигійныя полныя воды. До 1825 года, когда въ портѣ не было еще пароходовъ, переправа кораблей чрезъ баръ была крайне затруднительна и даже опасна. Теперь дѣло это значительно облегчено пароходами, и упрощено другими приспособленіями, облегчающими пере ходъ кораблей чрезъ мелководіе и доставку къ нимъ груза. ПОСОБШ ВЪ СНАБЖЕНІИ И ИСПРАВЛЕНІИ СУДОВЪ. Для строенія и исправленія военныхъ судовъ, Соломбаль- ское Адмиралтейство имѣетъ весьма исправныя мастерскія, по всѣмъ частямъ кораблестроенія. Нѣкоторыя изъ этихъ мастерскихъ, требующія приложенія сильнаго механизма, какъ-то: лѣсопильный, токарный и кузнечный заводы, и ли тейная, находятся на р. Ширшѣ или ПГиршеминкѣ, впада ющей въ Двину съ лѣвой стороны, въ 18-ти верстахъ отъ Соломбальскаго Адмиралтейства, считая по фарватеру. Сооб- щеніе этихъ заводовъ съ Соломбалою, во время вооруженія военныхъ судовъ, бываетъ почти ежедневно, посредствомъ портовыхъ пароходовъ и шлюпокъ ('). При портѣ всегда есть запасъ вещей для постройки и исправленія мореходнаго судна. Особенно этотъ портъ мо- жетъ похвалиться прекрасными сосновыми досками, и де ревьями для рангоута. Дуба доставляется въ портъ весьма немного; его замѣняетъ лиственница. Для мелкихъ столяр- ныхъ подѣлокъ .употребляютъ, большею частію, березу. Корабли. Для воен ныхъ судовъ, (*) Этими же средствами портъ сообщается съ Іаиоминскою гаванью и съ островомъ Мудьюгсьамъ. М. Р.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz