Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.

— 3 7 9 — 6) Въ у с т ь ф р ѣ ч к и Ш и р ш и (стр. 348) также случа­ лось казеннымъ нлашкотамъ зимовать. По увѣренію старо- жиловъ, ледъ изъ Двины туда не напираете. ВХОДЫ ВЪ РѢКУ СЪ МОРЯ. Б е р е з о в о е у с т ь е есть главный и обыкновенный путь см. коми, для коммерческихъ и военныхъ судовъ, приходящихъ въ 20 0 1832- Архангельска онѣ подходятъ къ мелководію Березоваго бара по створу башенъ, стоящихъ на южномъ берегу острова Мудыогскаго (SO 40° 45'), наблюдая при томъ сигналы, дѣлаемые съ телеграфа у Мудыогскаго маяка о выѣздѣ лоц­ мановъ (стр. 118). Если лоцмана выѣхали на встрѣчу судну, то оно держитъ по тому же створу, къ лоцманской шлюпкѣ, которая отличается кливеромъ и бизанью отъ прочихъ шлю­ покъ, имѣющихъ обыкновенно только фокъ и гротъ; если лоцмановъ нѣтъ, то должно—или удалиться въ море, или стать на якорь (стр 218) ('). Для безопаснаго перехода черезъ баръ требуются слѣдующія предосторозт- условія: HOcm 1) Имѣть воды подъ килемъ около 6 дюймовъ; если-же вѣтеръ крѣпкій съ волненіемъ, тогда на барѣ бываетъ силь­ ный бурунъ и переходъ чрезъ него возможенъ только для малыхъ, легкихъ на ходу судовъ, оставляющихъ подъ ки­ лемъ около 3-хъ футъ воды. Грунтъ на барѣ, хотя и песча­ ный, но для ударовв такъ твердъ, какъ камень. Если слу­ чится приткнуться къ мели, то должо поспѣпшть завозомъ верпа или якоря на глубину, чтобы судно не надвинуло еще болѣе на мелководіе, и стараться скорѣе стянуться, иначе можетъ его охомутить. (*) При маякѣ бываетъ до 20 человѣкъ іоцмановъ, смѣнлющихсл еженедѣльно, ito субботаыъ. Внѣвдъ ихъ могутъ удержать только два обстоятельства: сильный бу­ рунъ отъ W, и недостатокъ лоцмановъ, по большому приходу судовъ. Ж. Р.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz