Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.
— 3 7 9 — 6) Въ у с т ь ф р ѣ ч к и Ш и р ш и (стр. 348) также случа лось казеннымъ нлашкотамъ зимовать. По увѣренію старо- жиловъ, ледъ изъ Двины туда не напираете. ВХОДЫ ВЪ РѢКУ СЪ МОРЯ. Б е р е з о в о е у с т ь е есть главный и обыкновенный путь см. коми, для коммерческихъ и военныхъ судовъ, приходящихъ въ 20 0 1832- Архангельска онѣ подходятъ къ мелководію Березоваго бара по створу башенъ, стоящихъ на южномъ берегу острова Мудыогскаго (SO 40° 45'), наблюдая при томъ сигналы, дѣлаемые съ телеграфа у Мудыогскаго маяка о выѣздѣ лоц мановъ (стр. 118). Если лоцмана выѣхали на встрѣчу судну, то оно держитъ по тому же створу, къ лоцманской шлюпкѣ, которая отличается кливеромъ и бизанью отъ прочихъ шлю покъ, имѣющихъ обыкновенно только фокъ и гротъ; если лоцмановъ нѣтъ, то должно—или удалиться въ море, или стать на якорь (стр 218) ('). Для безопаснаго перехода черезъ баръ требуются слѣдующія предосторозт- условія: HOcm 1) Имѣть воды подъ килемъ около 6 дюймовъ; если-же вѣтеръ крѣпкій съ волненіемъ, тогда на барѣ бываетъ силь ный бурунъ и переходъ чрезъ него возможенъ только для малыхъ, легкихъ на ходу судовъ, оставляющихъ подъ ки лемъ около 3-хъ футъ воды. Грунтъ на барѣ, хотя и песча ный, но для ударовв такъ твердъ, какъ камень. Если слу чится приткнуться къ мели, то должо поспѣпшть завозомъ верпа или якоря на глубину, чтобы судно не надвинуло еще болѣе на мелководіе, и стараться скорѣе стянуться, иначе можетъ его охомутить. (*) При маякѣ бываетъ до 20 человѣкъ іоцмановъ, смѣнлющихсл еженедѣльно, ito субботаыъ. Внѣвдъ ихъ могутъ удержать только два обстоятельства: сильный бу рунъ отъ W, и недостатокъ лоцмановъ, по большому приходу судовъ. Ж. Р.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz