Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.

— XXX I ---- находя основательными, иредставленіе капитана Литке о необхо­ димости подробнаго изслѣдованія сѣверной части Бѣлаго моря н о трудности исполнить это на одномъ парусномъ суднѣ ( ') , ис- ходатайствовалъ Высочайшее разрѣшеніе о снаряженін вновь экс- педиціи, для промѣра въ Бѣломъ морѣ, и постройки для сего въ Архангельскѣ трехъ судовъ, «мелко сидящихъ, и имѣющихъ хорошія качества хода». Вслѣдствіе этого, въ томъ же 1826 году, заложенъ въ Архангельске бригъ Лапоминка, а въ слѣдую» щіе два года построены, тамъ же, и двѣ шхуны— Л1» 1 и Лг» 2 (2). Въ 1827 году, рѣшено отправить эти суда для продолженія про­ мера сѣверяой части Бѣлаго моря. Начальство надъ отрядомъ и командованіе бригомъ поручено ынѣ, какъ бывшему в ъ ч и с л З і но- мощниковъ лейтенанта Демидова, незадолго предъ тѣмъ оставив- шаго морскую службу. Командирами шхунъ назначены: на № 1 лейенантъ Ломенъ, на Л' 2 лейтепантъ ІОнкеръ. Въ слѣдующемгь году поступили выѣсто ннхъ: на А» 1 лейтенантъ Нелидовъ, на № 2 лейтенантъ Кротовъ (по 1831 годъ), а съ 1831 года—лейтенантъ Милюковъ. Помощниками на бригѣ бьтлп три флотскихъ офицера и два штурмана, на шхунахъ — по одному мичману и одному штурману. Подробный отчетъ о занятіяхъ нашей экспедпціп, продолжав­ шейся съ 1827 по 1832 годъ включительно, изложенъ во 2-й и 5-й частяхъ «Записокъ Гидрографическаго Депо» (1836 и 1837 го- Довъ). Здѣсь ограничусь только указаніемъ выводовъ изъ нашихъ работъ—кѣмъ, когда п какими способами онѣ исполнены,—чтобы можно было судить, какой довѣреяяостп онѣ заслуживаютъ. Для большей ясности этого обзора, послѣдую не хронологическому по­ рядку хода работъ, а предмету ихъ и географическому положеніго мѣстъ. Но прежде взглянемъ на цѣль назначенія нашей экспеди- ціи п на постепенное распространеніе круга ея дѣйствій. Въ 1827 году, предписано намъ отъ адмиралтейскаго департа­ мента—сдѣлать промѣръ и опредѣлить мели Сѣверныхъ кошекъ, между параллелями р. Поной и мыса Орлова, и провѣрить долготу I1) Четырехкратное путешествіе. Часть 2 стран. 197. t2) Бригъ въ 200 тоиъ, длиною 80, въ грузу до 12 футъ, по плану брига Новая Земля, бывшаго подъ командою капитана Латке, въ четырекратномъ путешествіи его къ Новой Землѣ. Шхуны, въ 45 тонъ, длиною 49, въ грузу до 6 ХІ 2 футъ, по плану составленному корабельныыъ ыастеромъ 9 класса Ерше- выыъ. Суда эти имѣли всѣ морскія качества удовлетворительные, кромѣ хода— недостатокъ весьма важный, и особенно замѣтный въ шхунахъ, при работахъ па сильномъ теченіи въ Сѣверныхъ кошвахъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz