Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.

— IV — губа Чупа) и еще далѣе къ сѣверу — Прѣсная рѣка у селенія Ковды. По сѣверному берегу также означена Прѣсная рѣка и селеніе (Умба). Далѣе къ востоку, по терскому берегу—рѣка и селеніе Барета (Варзуха); прн прочихъ рѣчкахъ селеній не показано. На этихъ картахъ масштабъ по меридіану означаетъ широты мѣстъ: Кола— 69° 00'; островъ Кильдинъ 69° 33 '; Святой носъ 68° 6 '; Сосновецъ южн. окон. 66°11г; мысъ Вороновъ 65° 56 '; Архангельскъ 64° 26г. Масштаба долготы нѣтъ. Прн первомъ взглядѣ на карты Ванъ-Кейлена, можно без­ ошибочно заключить, что лопарскій, терскій и зимній берега по­ ложены съ описей мореплавателей, ходившихъ къ устью рѣки Двины, а саиоѣдскій берегъ и Новая Земля, осмотрѣны искателями сѣверо-восточнаго прохода въ Индію. Западная же часть Вѣлаго моря, отъ губы Уны и рѣки Пядпцы, равно какъ Мезенскій за- ливъ и канпнскій берегъ, означены, вѣроятно, со словъ нашихъ промышленниковъ, встрѣчавшихся съ голландцами на лопарскомъ берегѣ и въ устьяхъ рѣки Двины. Но почему Онежскій заливъ, посѣщаемый торговыми судами западныхъ народовъ съ исхода 16 пли начала 17 столѣтія, не былъ также по пути описанъ? Пола­ гаю, что суда эти были большею частію англійскія, и конечно имѣли свои, хотя рукописныя карты, до насъ не дошедшія. Старѣйгаая, изъ видѣнныхъ нами гравированныхъ въ Англіп картъ Онежскаго и Мезенскаго заливовъ, 1754—58 годовъ. Около того же времени вышли въ Англіи и Голландіи карты Бѣлаго моря, съ Онежскимъ и Мезенскпмъ заливами. Карты эти посвящены отъ издателей графу Шувалову, имѣвшему тогда особенны я права на торговлю и промыслы того края. За атласомъ Ванъ-Кейлена слѣдуютъ морскіе атласы: Донкера, Іоханна Ванъ-Лоонъ и Гооса, изданные въ Амстердамѣ во второй половинѣ 17 столѣтія, и атласъ Луи-Ренарди (1715 года,) въ Амстердамѣ же. Англійскій капитанъ ІІерн (1716 года) также из- далъ карту Россіи. Но не видавъ этихъ картъ, не умѣю ничего сказать о нихъ. Не смотря на появленіе всѣхъ этихъ атласовъ и картъ, атласъ Ванъ-Кейлена, съ приложенною къ нему краткою лоціею, для вхо- довъ къ нѣкоторымъ якорнымъ мѣстамъ, оставался лучшимъ путе- водителемъ для плаванія къ Архангельску; а голландцы употреб­ ляли его до нашего времени, когда прочіе мореплаватели имѣли

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz