Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.
— IV — губа Чупа) и еще далѣе къ сѣверу — Прѣсная рѣка у селенія Ковды. По сѣверному берегу также означена Прѣсная рѣка и селеніе (Умба). Далѣе къ востоку, по терскому берегу—рѣка и селеніе Барета (Варзуха); прн прочихъ рѣчкахъ селеній не показано. На этихъ картахъ масштабъ по меридіану означаетъ широты мѣстъ: Кола— 69° 00'; островъ Кильдинъ 69° 33 '; Святой носъ 68° 6 '; Сосновецъ южн. окон. 66°11г; мысъ Вороновъ 65° 56 '; Архангельскъ 64° 26г. Масштаба долготы нѣтъ. Прн первомъ взглядѣ на карты Ванъ-Кейлена, можно без ошибочно заключить, что лопарскій, терскій и зимній берега по ложены съ описей мореплавателей, ходившихъ къ устью рѣки Двины, а саиоѣдскій берегъ и Новая Земля, осмотрѣны искателями сѣверо-восточнаго прохода въ Индію. Западная же часть Вѣлаго моря, отъ губы Уны и рѣки Пядпцы, равно какъ Мезенскій за- ливъ и канпнскій берегъ, означены, вѣроятно, со словъ нашихъ промышленниковъ, встрѣчавшихся съ голландцами на лопарскомъ берегѣ и въ устьяхъ рѣки Двины. Но почему Онежскій заливъ, посѣщаемый торговыми судами западныхъ народовъ съ исхода 16 пли начала 17 столѣтія, не былъ также по пути описанъ? Пола гаю, что суда эти были большею частію англійскія, и конечно имѣли свои, хотя рукописныя карты, до насъ не дошедшія. Старѣйгаая, изъ видѣнныхъ нами гравированныхъ въ Англіп картъ Онежскаго и Мезенскаго заливовъ, 1754—58 годовъ. Около того же времени вышли въ Англіи и Голландіи карты Бѣлаго моря, съ Онежскимъ и Мезенскпмъ заливами. Карты эти посвящены отъ издателей графу Шувалову, имѣвшему тогда особенны я права на торговлю и промыслы того края. За атласомъ Ванъ-Кейлена слѣдуютъ морскіе атласы: Донкера, Іоханна Ванъ-Лоонъ и Гооса, изданные въ Амстердамѣ во второй половинѣ 17 столѣтія, и атласъ Луи-Ренарди (1715 года,) въ Амстердамѣ же. Англійскій капитанъ ІІерн (1716 года) также из- далъ карту Россіи. Но не видавъ этихъ картъ, не умѣю ничего сказать о нихъ. Не смотря на появленіе всѣхъ этихъ атласовъ и картъ, атласъ Ванъ-Кейлена, съ приложенною къ нему краткою лоціею, для вхо- довъ къ нѣкоторымъ якорнымъ мѣстамъ, оставался лучшимъ путе- водителемъ для плаванія къ Архангельску; а голландцы употреб ляли его до нашего времени, когда прочіе мореплаватели имѣли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz