Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.

— 6 7 — - вдоль Терскаго берега: на SO, до траверза мыса Городецкаго, на S или S '/20 до траверза Кузминскихъ горъ, лежащихъ южнѣе рѣки Поной ('); и на SWtS или SWtS‘/ 2W , къ Зимнимъ горамъ, отъ которыхъ, если намѣрены идти въ А р х а н г е л ь с к ъ , склоняютъ курсъ на S и SOtS, вдоль Зимняго берега, къ Б е р е з о в о м у устью рѣки Двины, которое означено маякомъ и створными башнями на островѣ Мудыогскомъ, и бакенами по фарватеру. Тутъ берутъ лоцмана, который проводить судно до порта. Если лоцмана выѣхали на встрѣчу судну, то съ телеграфа дѣлаютъ сигналь, флагами и вымпелами, о состояніи глубины на мелководіи и о теченіи; въ такомъ случаѣ судно можетъ держать по створу башень, SO 40° 4 5 ' (2), до встрѣчи лоцманскаго карбаса. Слѣдуя этимъ фарватеромъ, оставляютъ красные бакены къ W, черные къ Осту, курсы измѣняются отъ OSO до StW. Бслижъ лоцмана выѣхать не могутъ, то тѣже сигналы дѣлаются шарами; тогда судно должно удалиться въ море, или лечь на якорь, не доходя параллели маяка, на глубинѣ около 4У 2 или 5 сажень. Суда, углубленный болѣе 14 ф. 2 д . въ обоихь случаяхъ должны становиться на якорь, сѣвернѣе параллели маяка, и выгрузиться до означепнаго углубленія. Сидящія въ грузу между 12 и 14 футъ, могутъ перехо ­ дить баръ не иначе, какъ сообразуясь съ глубиною на барѣ, которая показывается сигналомъ съ телеграфа. Наименьшая глубина на барѣ въ малую воду бываетъ обыкновенно между кпмъ образоиъ отъ Нордкапа до долготы 41°, и спускаясь оттуда къ югу, при­ ходили на видъ Канинской земли, которую нринявъ за Терсвій берегъ, вмѣсто Бѣлаго моря попадали въ Чешскую губу. Ошибка грубая,—однако не невоз­ можная. М . Р . (*) Случалось, что суда, входящія въ Бѣлое море при пасмурности, прини­ мали мысъ Городецкій за Святоіі носъ, и сдѣдуя означенными курсами, попа­ дали на восточныя Моржовскія кошки. Въ Іюнѣ 1827 года Деитенанть Юнкеръ сиасъ на этихъ кошкахъ одно, такимъ образомъ заблудившееся англійское судно. Теперь конечно этому случиться трудно, потому что Святой носъ отли- ченъ отъ Городецкаго, башнями. М . Р . (а) Смотри приложеніе 3. %!• Р ■ *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz