Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.
Промышленничьи суда останавливаются по Терскому берегу почти во всѣхъ заливцахъ и рѣчкахъ и иногда остаются въ нихъ, при отливѣ, на мели. Всѣ эти убѣжища называютъ становищами. По Зимнему берегу становища находятся только въ устьяхъ рѣкъ. Въ М е з е н с к о м ъ з а л и в ѣ останавливаются промыш- ленничьи суда: за островомъ Моржовцомъ, съ иодвѣтра, близь берега; въ устьяхъ рѣкъ и съ южной стороны мыса Конушина. По множеству мелей и чрезвычайно сильному теченію, нлаваніе въ этомъ заливѣ опаснѣе, чѣмъ въ про- чихъ частяхъ Бѣлаго моря. Въ з а п а д н о й ч а с т и м о р я , для болыпихъ судовъ лучшій рейдъ у Соловецкаго монастыря; но входъ туда до вольно труденъ, по причинѣ камениетыхъ мелей. Въ О н е ж с к о м ъ з а л и в ѣ г л у б и н а дозволяетъ в е здѣ становиться на якорь; но закрытыхъ м ѣ с т ъ , для • судовъ глубже 15 ф у т ъ , весьма м ало. Въ К а н д а л а к с к о м ъ з а л и в ® есть отличныя гавани во всѣхъ заливахъ около рѣки Умбы, и довольно спокойные рейды по южному Кандалакскому берегу. Но эти мѣста ле- жатъ далеко отъ пути судовъ, идущихъ въ Архангельскъ и въ Онежскій заливъ, а потому и остаются безполезными для мореплавателей. Описаніе всѣхъ якорныхъ мѣстъ помѣстится въ слѣдую- щихъ статьяхъ, при обзорѣ частныхъ картъ нашего атласа. Здѣсь приложимъ общій списокъ ихъ, съ показаніемъ наи меньшей глубины фарватера, достоинства якорнаго мѣста и разряда, къ которому оно причисляется по величинѣ судовъ могущихъ тутъ укрыться, (см. прилож. 4). — 65 — Прибрежные жители начинаютъ плаваніе по Бѣлому морю, Заыѣчанія о А . пдаваніи въ на малыхъ своихъ судахъ, тотчасъ по очищенш берега, БѢдомъморѢ. отъ льда, и продолжаютъ до глубокой осени, даже тогда, когда образуется уже припай; среднюю продолжительность этого періода можно полошить съ начала Мая до исхода Октября 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz