Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.

- 51 — Архангельск отстоитъ отъ С. - П е т е р б у р г а на 1137 верстъ ('); отъ Мо с к в ы 1223 версты. Почтовая ѣзда до вольно спокойная и скорая, особенно зимою, если кибитка неширока. Для тяжелыхъ кибитокъ съ отводами, проѣздъ по Архангельской губерніи труден*, по причинѣ узкихъ до- рогъ и глубокаго снѣгу. Весною и осенью, переправы по Петербургской дорогѣ чрезъ рѣки: Двину, Онегу, Оять, Сясь и Волховъ, а по московской чрезъ рѣку Вагу, иногда задерживаютъ почту. Почтовая дорога отъ Архангельска въ М е з е н ь (876 верстъ) идетъ вдали отъ берега, чрезъ города: Холмогоры и Пинегу. На этомъ пути надо переправляться чрезъ Двину, Мезень и нѣсколько малыхъ рѣчекъ. Прибрежныя дороги между деревнями Зимняго берега, зимою проходятъ чрезъ болота, а лѣтомъ бываетъ ѣзда только по песчаному при­ брежью, или моремъ, на карбасахъ,—послѣдняя употреби­ тельнее. Сѣвернѣе Мезени, зимою, ѣзда производится на оленяхъ, дѣликомъ по снѣгу. Для ѣзды заирягаютъ обыкновенно по 3 или по 4 оленя въ рядъ, въ легкія, высокія сани, съ до­ вольно широкими полозьями. Этотъ же родъ ѣзды употреб- іаютъ Самоѣды и лѣтомъ, по ровной, мшистой тундрѣ. Къ западу отъ Архангельска, до Ко лы, почтовая дорога проходит* по южному берегу Двинскаго залива, до Унской губы; оттуда, чрезъ деревню Кянду, по Онежскому берегу въ городъ Он е г у , всего 282 версты. Отъ Онеги чрезъ Поморскія деревни, 288 верстъ до города Ке ми ; потомъ еще 50 верстъ близь берега, до деревни Поньги, а отъ ней по болотамъ и озерамъ, чрезъ внутреннія Корельскія деревни (180 верстъ) на село Кереть, отъ котораго опять по берегу, чрезъ губы: Чупу и Кандалакшу, до села Кандалакши, 140 верстъ. Отъ Кандалакши на сѣверъ, поперегъ Лапландіи, 204 версты, до Колы; всего отъ Архангельска ,1044 версты. Этотъ путь, отъ Архангельска до Онеги совершается, зимою и лѣтомъ, чрезъ устроенныя въ деревняхъ, почтовыя стан- ІІу т и С о о б ­ щения. С , П о е вѣ д ѣ н ія м ъ 1 8 7 6 г. П 0 4 1/ , в е р с т ы .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz