Рейнеке, М. Ф. Гидрографическое описание северного берега России. В 2 ч. Ч. 1. Белое море / сост. кап.-лейт. М. Рейнеке в 1833 году. – Санкт-Петербург,1883. – 569 с. разд. паг., [11] л. ил., карт.

— 3 6 — обманъ обнаруживается. Если погода пасмурна и вѣтръ до­ вольно свѣжъ, то верхняя часть тумана, взволнованная вѣт- ромъ, не такъ отличительна, какъ при тихой погодѣ. Высота туманнаго слоя бываетъ различна: при ясномъ небѣ и тихомъ вѣтрѣ, рѣдко подымается онъ выше саленга брига, футъ 80; при пасмурной погодѣ и свѣжемъ вѣт- рѣ, вершины высокихъ горъ бываютъ покрыты туманомъ. Весною туманы бываютъ такъ густы, что зрѣніе ограни­ чивается не далѣе полукабельтова, и менѣе, нежели въ пол­ часа, эта сырость, какъ въ проливной дождь, смачиваетъ всё ею обхваченное. У навѣтреннаго берега туманъ обыкновенно не такъ густъ, какъ у подвѣтреннаго, особенно, если послѣдній крутъ; тогда, нагнанный къ нему туманъ такъ сгущается, что на кабельтовъ отъ опасности, внимательный наблюдатель отли­ чить эту сгущенную, бѣлесоватую полосу, отъ тумана, окру- жающаго весь горизонтъ. (') (*) Въ 1863 году Гидрографическій Департаментъ получплъ отъ г. Зарубина весьма интересныя свѣдѣнія, относительно наблюденій, произведенныхъ имъ надъ туманами въ Бѣломъ морѣ; свѣдѣнія эти здѣсь номѣщаются. «Неточность иѣста судна на морѣ, и чрезъ э т о— невозможность вѣрно направлять путь его, представляютъ одно изъ важнѣйшихъ препятствій къ благополучному плаванію. Причиною этой невѣрности въ особенности бываютъ туманы. Поэтому знать число ъумановъ въ какоиъ либо мѣстѣ необходимо бываетъ не только морепла­ вателю, но и всякому судохозяипу ц многимъ другпмъ. Съ этою цѣлью было предпринято изслѣдованіе тумановъ въ Бѣломъ морѣ, извѣстномъ господствомъ ихъ, и, чтобы ясно видѣть въ какомъ мѣсяцѣ сколько ихъ случается, я нашелъ полезныиъ результаты этихъ изслѣдованій выразить графически, какъ означено на прилагаемому при семъ чертежѣ. Наблюденія производились въ продолжении семи лѣтъ; изъ нихъ выбрано число случаевъ по каждому мѣсяду отдѣяьно, а изъ этихъ послѣднихъ чиселъ—числа наименыпихъ и наиболыпихъ случаевъ п также среднія числа. Всѣ эти выводы назначены на прилагаемомъ чертежѣ, гдѣ' каждый случай тумана составляетъ единицу боковаго масштаба чертежа и равняется 8 часамъ времени. «Разсматривая эти чертежи, мы увидимъ, что у Орловскаго маяка (мѣсто котораго иредставляетъ, такъ сказать, средину сѣверной части моря, наиболѣе посѣщаемой судами и внѣстѣ съ этимъ наиболѣе опасной), количество тумановъ съ начала года увеличивается, хотя и не равномѣрно, до іюля мѣсяца; въ этомъ мѣсяцѣ случается наибольшее ихъ число, т. е. 39 разъ лли 13 полныхъ сутокъ въ годъ нанбодыпаго ихъ числа. «Другое мѣсто—Жижгинскій маякъ, представляеть какъ бы средину юіноіі части

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz