Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю. Поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Норд-Кап, Трондгейм, Стокгольм, Петербург / «Русский Странник» - Евгений Львов ; с 30 рис. с натуры, исполн. худож. К. А. Коровиным и В. А. Серовым. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. – 247 c., ил.

26 ные грузы не находятъ для себя достаточно выгоднаго сбыта и гдѣ Архангельскій портъ можетъ съ наибольшимъ для себя успѣхомъ соперничать съ Балтійскими портами. Благодаря этому, линія Пермь-Котласъ можетъ доставить нашему сѣ- веру не только то количество хлѣба, въ которомъ онъ нужда­ ется для своего продовольствія, но и значительные избытки для вывоза хлѣба за-границу и тѣмъ поднять Архангельскъ, вернувъ ему значеніе экспортнаго пункта,—значеніе, кото- рымъ этотъ древній русскій портъ неоднократно славился въ теченіе своей свыше 300-лѣтней исторической жизни. Развитіе русскаго экспорта въ сколько-нибудь значитель- ныхъ размѣрахъ черезъ Архангельскъ представляется осо­ бенно желательнымъ, такъ какъ условія края и привычка къ морю жителей представляютъ весьма благопріятныя для того условія. Благодаря бывшему казенному порту въ Архан­ г е л ь с к , мѣстное населеніе выучилось строить прочныя, пра­ вильно оснащенныя суда, а мореходныя школы дали знаю- щихъ моряковъ. ГІа Бѣломъ морѣ образовался постепенно значительный торговый флотъ изъ 1,000 приблизительно мор- скихъ судовъ и около 1,000 мелкихъ судовъ. Изъ общаго числа судовъ принадлежать промышленникамъ всего 1,964 судна, изъ коихъ насчитывается 18 пароходовъ, 946 морскихъ па- русныхъ болыпихъ судовъ и 1,000 мелкихъ судовъ. На этихъ судахъ поморы ведутъ торговлю съ Яорвегіей, плаваютъ въ Петербургъ и даже въ Англію. Этотъ флотъ, съ развитіемъ отпускной торговли отъ Архангельскаго порта, могъ бы, до нѣкоторой степени, устранить господство иностранцевъ въ перевозкѣ грузовъ, конкуррировать съ ними и такъ или иначе служить цѣлямъ и интересамъ русской торговли. Вообще, по мнѣнію А. П. Энгельгардта, ни населеніе береговъ Бал- тійскаго моря, ни жители береговъ Чернаго моря не пред­ ставляютъ столько задатковъ для развитія морскаго дѣла, какъ сѣверные наши поморы, соорудившіе и содержащіе соб­ ственными средствами болѣе 1,000 морскихъ судовъ,—почему проведеніе желѣзной дороги къ сѣверу будетъ способство­ вать поддержанію и дальнѣйшему развитію на Бѣломъ морѣ торговаго флота. Мореплаваніе, умножая морскія силы госу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz