Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю. Поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Норд-Кап, Трондгейм, Стокгольм, Петербург / «Русский Странник» - Евгений Львов ; с 30 рис. с натуры, исполн. худож. К. А. Коровиным и В. А. Серовым. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. – 247 c., ил.

Съ этимъ мнѣніемъ согласилось и большинство коммиссіи, и ея предсѣдатель, товарищъ министра путей сообщенія Н. П. ІІетровъ, въ своей заключительной рѣчи замѣтилъ, между прочимъ, что эта желѣзная дорога отъ Перми, черезъ Вятку, къ Котласу обѣщаетъ наиболыпія выгоды по доставкѣ хлѣба, такъ какъ, кромѣ сибирскаго, дастъ также выходъ и вятскому хлѣбу, ибо соединить сѣверъ съ хлѣбнымъ раіономъ Вятской губ., въ коемъ хлѣбныя цѣны стоятъ на самомъ низкомъ уровнѣ, и что кромѣ того участокъ Пермь-Вятка составитъ часть тойлиніи, которая въ будущемъ несомнѣнно соединитъ (черезъ Казань, Кинешму или Кострому) пермскій горнопро­ мышленный раіонъ съ Петербургомъ — центромъ механиче­ ской промышленности. Итакъ, 15-го ноня, въ 6 часовъ утра, мы прибыли въ Кот- ласъ Іу Котласъ въ сущности погостъ, расположенный на высокомъ берегу Сѣверной Двины. Берегъ, гдѣ остановился пароходъ, былъ какъ разъ подъ возвышавшимся надъ нами погостомъ. Послѣ дождливой, бурной ночи стало тепло и свѣтло. Министръ, сойдя съ парохода, за неимѣніемъ дру­ гого пути, сталъ подниматься по почти отвѣсному кру­ тому берегу; такъ карабкались мы до тѣхъ поръ, пока не наткнулись на довольно высокій заборъ изъ жердей, безъ всякаго входа и выхода. Благодаря своему высокому росту, С. Ю. Витте легко преодолѣлъ это препятствіе. Скрѣпя сердце стали перебираться и мы всѣ вмѣстѣ съ г. начальникомъ Вологодской губ. и очутились почему-то въ огороженномъ пространствѣ, а, вмѣстѣ съ тѣмъ, въ необходимости штур­ мовать и противоположную сторону забора. Справившись и съ этимъ, мы вышли на площадку, на которой въ это время показался мѣстный батюшка, вѣроятно, увѣдомленный о при- бытіи парохода. Предъ нами возвышался довольно красивый, почернѣвшій отъ времени каменный храмъ, съ такою же стоя­ щей въ отдаленіи колокольней. Храмъ двухъ-этажный, съ ши- 24 — *) Конечнымъ пунктомъ Пермской дороги избранъ Котласъ, потому что съ этого мѣста Сѣверная Двина почти всюду вполпѣ судоходна, не подвер­ гая суда участи нашего „Николая", такъ неожиданно засѣвшаго на мель.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz