Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю. Поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Норд-Кап, Трондгейм, Стокгольм, Петербург / «Русский Странник» - Евгений Львов ; с 30 рис. с натуры, исполн. худож. К. А. Коровиным и В. А. Серовым. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. – 247 c., ил.

- ‘23 — нецъ, машинистъ „Самоѣда" ухитрился привязать канатъ къ своей машинной оси, и надрываясь и повертываясь, сталъ по теченно тащить насъ къ мели. Къ утру, наконецъ, удалось сняться, да и была пора: люди „Николая", помогавшіе этому заводкой якоря, выбились изъ силъ, окоченѣвъ подъ дождемъ и вѣтромъ. Министръ, все время въ легкомъ пальто, не дѣ- лая никакихъ замѣчаній, молча стоялъ на мостикѣ, около М. И. Кази, къ счастио для насъ значительно помогшему дѣлу своими компетентными совѣтами. Къ 6-ти часамъ утра мы приблизились къ Котласу. Какъ извѣстно, въ декабрѣ прошлаго года состоялось Вы­ сочайшее соизволеніе по докладу министра финансовъ объ образованіи особой коммиссіи для разсмотрѣнія вопроса о со- оруженіи желѣзной дороги на сѣверѣ Россіи. Въ половинѣ января этого года коммиссія собралась и послѣ 14 засѣданій пришла къ заключенно, что изъ разсмотрѣнныхъ ею четы­ рехъ желѣзныхъ дорогъ: Казань-Котласъ, Пермь-Котласъ, Вологда-Архангельскъ и Сердоболь-Кемь-Мурманъ—всѣ онѣ принесутъ существенную пользу сѣверному краю, но не могутъ замѣнить одна другую и потому всѣ должны быть признаны желательными; тѣмъ не менѣе большинство ком- миссіи высказалось о помѣщеніи на первую очередь линіи Вологда-Архангельскъ. Кромѣ того одинъ изъ представите­ лей министерства фина.нсовъ д. с. с. П. М. Романовъ, глу­ боко изучивши! вопросъ, высказался во время преній, что линія Вологда-Архангельскъ хотя и имѣетъ въ экономиче- скомъ смыслѣ не столь важное значеніе, какъ линія Пермь- Котласъ, которая одна можетъ предоставить выходъ сибир­ скому хлѣбу къ Архангельскому порту и тѣмъ способствовать развитпо хлѣбопашества въ Сибири и вмѣстѣ съ симъ обра­ тить Архангельскъ въ экспортный пунктъ для сибирскаго хлѣба, тѣмъ не менѣе важна въ отношеніи государственномъ, какъ доводящая рельсовую сѣть изъ центральной Россш до Бѣлаго моря, а потому, отдавая первенство линіи Вологда- Архангельскъ, линію Пермско-Котласскую слѣдуетъ поста­ вить на очередь непосредственно за Вологодско-Архангель­ ской линіей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz