Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю. Поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Норд-Кап, Трондгейм, Стокгольм, Петербург / «Русский Странник» - Евгений Львов ; с 30 рис. с натуры, исполн. худож. К. А. Коровиным и В. А. Серовым. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. – 247 c., ил.

пыя руки, требовать чуть не вдесятеро. Ротмистръ Гранъ. на котораго, какъ на единственнаго знатока языка были воз­ ложены счета и оплата расходовъ, пришелъ вначалѣ въ ужасъ и сталъ было протестовать, но С. Ю. Витте прика- залъ платить все требуемое безпрекословно. Поѣздъ тронулся. Несмотря на его экстренность, онъ кромѣ насъ имѣлъ и другихъ пассажировъ. Министру отвели вагонъ въ хвостѣ лоѣзда, довольно удобный, хотя и скром­ ный, но съ салономъ и балкономъ. Намъ тоже отдѣльный вагонъ хотя и I I класса, но очень чистый, съ купэ и спаль­ ными диванами. Вообще на шведско-норвежскихъ дорогахъ нѣтъ I класса, или, вѣрнѣе, ихъ первый равняется нашему второму, второй ихъ—нашему третьему и, такимъ образомъ, перваго класса въ сущности нѣтъ вовсе. Министра сопровождалъ самъ директоръ дороги, госпо- динъ лѣтъ подъ 60, съ краснымъ лицомъ и орденами на фракѣ, въ чулкахъ и башмакахъ съ мѣдными пряжками и толстыми подошвами. Этотъ господинъ хотя и не зналъ иностранныхъ языковъ, но оказался весьма словоохотливымъ и, такъ какъ министръ ушелъ къ себѣ заниматься, постоянно говорилъ съ нами при помощи ротмистра Грана. Ъхать намъ приходилось цѣлыхъ 854 километра, т. е. почти 840 верстъ, такъ что мы могли попасть въ Стокгольмъ только на другой день вечеромъ. Дорога идетъ сначала вдоль фюрда, затѣмъ поднимается въ горы, спускается, поднимается опять и переваливаетъ въ Швецію. Прелести этихъ чудныхъ зеле- ныхъ высокихъ скандинавскихъ горъ и озеръ, лѣсовъ, водо- падовъ и рѣкъ такъ грандіозны, особенно на сторонѣ нор­ вежской, что мѣстами глаза устаютъ отъ безпрерывныхъ кра- сотъ, душа—отъ безконечнаго наслажденія. Сама дорога пред­ ставляла чрезвычайный интересъ. С. И. Мамонтовъ въ виду будущей постройки Архангельской узкоколейной дороги,взятой на себя Ярославской дорогой, гдѣ онъ предсѣдателемъ прав- ленія, рѣшился продолжать съ нами путь спеціально съ цѣлыо ознакомиться съ типомъ узкоколейныхъ шведско-норвежскихъ дорогъ и съ ихъ эксплуатаций имогъ поздравить себя съ тѣмъ, что его поѣздка увѣнчалась полнымъ успѣхомъ. — 2 2 0 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz