Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю. Поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Норд-Кап, Трондгейм, Стокгольм, Петербург / «Русский Странник» - Евгений Львов ; с 30 рис. с натуры, исполн. худож. К. А. Коровиным и В. А. Серовым. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. – 247 c., ил.

тогда вниманіе корреспонденція изъ Лапландш и написанная, очевидно, лицомъ, близко стоящимъ къ дѣлу, сжато, но об­ стоятельно знакомить съ современнымъ положеніемъ вещей, главнымъ образомъ, на Пазрѣкѣ, почему и приводится мною здѣсь въ извлеченш. „8 февраля 1888 г., настоятелемъ русской пограничной церкви свв. Бориса и Глѣба, священникомъ о. Константи- номъ ІЦеколдинымъ, совмѣстно съ строителемъ Печенгскаго монастыря, іеромонахомъ Никандромъ, была освящена по­ строенная по распоряженпо оберъ-прокурора Святѣйшаго Си­ нода первая церковно-приходская школа для дѣтей Пазрѣц- каго лопарскаго погоста, при церкви, постройка которой от­ носится ко временамъ преподобнаго Трифона, находящейся на Пазрѣкѣ, служащей нашей границей съ Норвегіей; цер­ ковь эта бѣдная, но несмотря на древность, сохранилась до настоящаго времени. Въ 1870 году посѣтилъ полярныя страны и, вмѣстѣ съ тѣмъ, Пазрѣку Его Императорское Вы­ сочество Великій Князь Алексѣй Александровичъ. Онъ былъ пораженъ убогимъ видомъ, стоящаго на самой границѣ ино- страннаго государства, ветхаго храма, построеннаго 300 лѣтъ назадъ руками лопарскаго апостола, преподобнаго Трифона. По настоянпо великаго князя, рядомъ съ этимъ ветхимъ хра- момъ была сооружена прекрасная церковь, при которой тогда же былъ учрежденъ постоянный причтъ. Потомъ возникла мысль объ основами для пограничныхъ лопарей церковно­ приходской школы. Въ 1887 году, по сношенію министерства иностранныхъ дѣлъ съ оберъ-прокуроромъ Св. Синода, мысль о постройкѣ школы получила осуществленіе. Школу рѣшено построить въ зимнемъ лопарскомъ погостѣ, верстахъ въ 40 отъ пограничной церкви свв. Бориса и Глѣба, на берегу рѣки Колосъ - Іоки, впадающей въ Кучь-озеро , которое въ свою очередь широкою струей соединяется съ Пазрѣкой. Лопари, кочующіе въ продолженіе весны, лѣта и осени съ одной рыболовной тони на другую, живутъ зимой осѣдло въ такъ называемыхъ зимнихъ погостахъ, слѣдовательно, имѣютъ сво­ ихъ дѣтей, обучающихся въ школѣ, всегда на глазахъ у себя. Это выгодное положеніе школы тотчасъ же сказалось на ко- — 191 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz