Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю. Поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Норд-Кап, Трондгейм, Стокгольм, Петербург / «Русский Странник» - Евгений Львов ; с 30 рис. с натуры, исполн. худож. К. А. Коровиным и В. А. Серовым. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. – 247 c., ил.
— 172 — ткать бархатъ на фабрикѣ и станкѣ при паровой машинѣ. Нор вежцы у себя дома при своихъ природныхъ и ими изъ рода въ родъ усвоенныхъ условіяхъ, идущіе вдобавокъ постепеннымъ путемъ общей цивилизаціи запада, а не попавшіе на крайній сѣверъ случайно, чуть не вчера, какъ многіе изъ русскихъ здѣшнихъ переселенцевъ и монаховъ; что же удивительнаго, что въ городахъ Финляндіи или Норвегіи, въ этихъ сѣвер- ныхъ цивилизованныхъ центрахъ, движимыхъ впередъ и ихъ правительствами, и общественнымъ капиталомъ, и интелли гентной массой жителей этихъ городовъ съ ихъ думами и торговыми сношеніями и общими выгодами, и вооруженныхъ всѣми новѣйшими пособниками труда и удобствами жизни, а главное сильныхъ въ качествѣ крупныхъ коллективныхъ цен- тровъ, окруженныхъ непрерывнымъ сосѣдствомъ, путями со- общенія и обмѣна мысли, даже слова, и притомъ сравни тельно болѣе мягкими и благодарными условіями климата и почвы и огромными средствами ко всеобщей защитѣ отъ всѣхъ и всего: и на землѣ и на морѣ, и зимой и лѣтомъ,—что же послѣ всего этого удивительнаго, что тамъ благоденствіе, комфортъ и свѣтъ (электрическій, конечно), а у насъ наМур- манѣ пустота, тьма и суровая нужда. А вотъ если кучка по- моровъ или русскихъ крестьянъ лишь съ топоромъ въ голыхъ рукахъ поселится здѣсь, на этой самой отдаленной окраинѣ Россіи и на краю свѣта, среди безлюдной, бездорожной и 9 мѣсяцевъ въ году отрѣзанной отъ міра льдяно-каменной пу стыни, имѣя опорой, (кромѣ живущаго за 300 верстъ безъ пути исправника), въ качествѣ защиты, охраны, руководителя, цели теля, наставника,начальства и орудія просвѣщенія,одинъ Божіи храмъ и горсть монаховъ, какъ здѣсь на Печенгѣ, и при всемъ этомъ рискнетъ осѣсть и сумѣетъ обзавестись по своему, по всероссийски, по костромски или вологодски; или когда горсть монаховъ притянетъ, свяжетъ и скуетъ въ одно цѣлое во имя православной церкви „ эту сталь земли русской11, этихъ рус скихъ людей ото всѣхъ концовъ государства, а съ ними и мѣстныхъ просвѣщенныхъ православіемъ лопарей: вотъ это во истину удивительно, ибо это серьезная сила, съ коей надо считаться, сила съ будущностью, сила не одной условной циви-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz