Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю. Поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Норд-Кап, Трондгейм, Стокгольм, Петербург / «Русский Странник» - Евгений Львов ; с 30 рис. с натуры, исполн. худож. К. А. Коровиным и В. А. Серовым. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. – 247 c., ил.

права на его владѣнія перешли къ Московскому государству, которое, конечно, при воинственности жителей Скандинавіи не удержало бы за собою эти отдаленныя и тогда почти ничего ему не доставлявшія и мало охраняемыя владѣнія, еслибы на этой нашей окраинѣ не случился чрезвычайно благопріятный и все рѣшающій поворотъ въ пользу Москвы. Вслѣдъ за по­ движнической дѣятельностью преподобнаго Сергія подъ Мос­ квою и св. Стефана въ Перми, преподобныхъ Зосимы и Савва- тія въ Соловкахъ, и здѣсь, въ этихъ льдахъ и камняхъ Лап- ландіи, появились два великихъ православныхъ просвѣтителя: инокъ Соловецкой обители Ѳеодоритъ и выходецъ изъ Нов­ города (преподобный) Трифонъ *). Върезультатѣ около 1533 г. произошло крещеніе кольскихъ и пермскихъ лопарей Ѳеодо- ритомъ, а мотовскихъ и печенгскихъ—Трифономъ преподоб- нымъ; при этомъ оба святителя (особенно Трифонъ препо­ добный, дѣйствовавшш на западной сторонѣ Мурмана, гдѣ почти не было осѣдлыхъ новгородскихъ поселеній) подверг­ лись сильнымъ гоненіямъ лопарскихъ кебуновъ, такъ что св. Трифонъ долгое время укрывался въ пещерѣ, на берегу Ва- рангерскаго пролива, и теперь, когда спрашиваютъ молодыхъ лопарей, почему они плѣшивы (а это явленіе здѣсь зауряд­ ное), они отвѣчаютъ, что это отъ Бога за то, что предки ихъ рвали за волосы Трифона преподобнаго. Такимъ образомъ, съ ХУІ столѣтія Лапландія, по опредѣленію мѣстныхъ жи­ телей, раздѣлялась на двѣ части: христіанскую или Бѣлую и языческую или Черную Лопь; къ первой относились обла- 161 — *) Въ одномъ, хотя и бѣгломъ, но, впрочемъ, довольно обстоятельномъ, 10 лѣтъ назадъ появившемся изданіи говорится, что Трифонъ преподобный родомъ еврей. Какъ по смыслу дѣла, такъ и по всѣмъ прочтеннымъ мною источникамъ, нельзя не признать, что авторъ этого, не называемаго мною труда оказался въ данномъ случаѣ жертвой совершеннѣйшей ошибки, такъ какъ святитель, по преданію, сынъ новгородскаго священника. В. О. Клю- чевскій въ своемъ изслѣдованіи „Древнерусскгя житгя святыхъ, какъ исто­ рически!, источникъ“ говорить, что житіе св. Трифона пропало во время раззоренія монастыря шведами, а о Ѳеодоритѣ, бывшемъ на Мурманѣ съ Трифономъ единовременно и 20 лѣтъ спустя сдѣлавшемся архимаидритомъ въ Евѳиміевскомъ Суздальскомъ монастырѣ, повѣствуетъ его духовный сынъ кн. Курбскій. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz