Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю. Поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Норд-Кап, Трондгейм, Стокгольм, Петербург / «Русский Странник» - Евгений Львов ; с 30 рис. с натуры, исполн. худож. К. А. Коровиным и В. А. Серовым. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. – 247 c., ил.

томъ наблюденныя въ іюнѣ, ни къ чему не ведутъ. Всѣ ста- ранія командира парохода „Мурманъ1,1, г. Нюхалова заморо­ зить Екатерининскую гавань и изобразить трудность выхода изъ нея совершенно напрасны. Относительно этой гавани я говорилъ, что только южная ея часть иногда замерзаетъ; но она все-таки способна, при маленькой посторонней по­ мощи, благодаря своимъ естественнымъ условіямъ, легко сдѣ латься совершенно незамерзающею, такъ какъ господству­ ющее вѣтры способствуютъ выходу едва лишь образовавша­ я с я льда изъ гавани широкимъ сѣвериымъ ея проходомъ. Въ этомъ отношеніи съ Екатерининскою гаванью не можетъ быть сравниваема ни одна изъ мурманскихъ гаваней. Екате­ рининская гавань сейчасъ готова къ принятію какого угодно флота. Напрасно указывается на скалистость ея береговъ, якобы какъ на препятствіе къ устройству береговыхъ по- строекъ и дорогъ. Удобнаго мѣста для построекъ достаточно какъ на материкѣ, такъ и на островахъ Екатерининскомъ и Оленьемъ, которые легко могутъ быть соединены дорогою съ материкомъ при помощи плавучаго или постояннаго мо­ ста. Легко также устроить дорогу вокругъ всей южной по­ ловины гавани по приглубому береговому рифу, который при малой водѣ обсыхаетъ въ ширину отъ 2-хъ до 3-хъ саж. и болѣе; въ тѣхъ же мѣстахъ, гдѣ берегъ опускается въ воду отвѣсно, не образуя береговаго рифа, могутъ быть устроены плавучіе мосты или примѣнены болѣе удобные спо­ собы. На широкомъ осыхающемъ береговомъ рифѣ Екате- рининскаго острова, находящемся въ проливѣ между остро- вомъ и материкомъ—удобное мѣсто для угольныхъ складовъ, гдѣ при незначительномъ приспособленіи легко можетъ по- мѣститься болѣе 10 милліоновъ пудовъ угля или, съ замѣной угля нефтянымъ топливомъ, мѣсто это можетъ служить для помѣщенія нефтяныхъ цистернъ. Этотъ рифъ, длиною болѣе 300 саж., плоскій, ровный и приглубый, немного приподнятый; онъ будетъ служить въ то же время пристанью для судовъ. Повсемѣстная приглубость береговъ гавани особенно благо- пріятствуетъ устройству порта, значительно удешевляя по­ стройку набережныхъ, которыя, въ то же время, будутъ слу— 149 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz