Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю. Поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Норд-Кап, Трондгейм, Стокгольм, Петербург / «Русский Странник» - Евгений Львов ; с 30 рис. с натуры, исполн. худож. К. А. Коровиным и В. А. Серовым. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. – 247 c., ил.
томъ наблюденныя въ іюнѣ, ни къ чему не ведутъ. Всѣ ста- ранія командира парохода „Мурманъ1,1, г. Нюхалова заморо зить Екатерининскую гавань и изобразить трудность выхода изъ нея совершенно напрасны. Относительно этой гавани я говорилъ, что только южная ея часть иногда замерзаетъ; но она все-таки способна, при маленькой посторонней по мощи, благодаря своимъ естественнымъ условіямъ, легко сдѣ латься совершенно незамерзающею, такъ какъ господству ющее вѣтры способствуютъ выходу едва лишь образовавша я с я льда изъ гавани широкимъ сѣвериымъ ея проходомъ. Въ этомъ отношеніи съ Екатерининскою гаванью не можетъ быть сравниваема ни одна изъ мурманскихъ гаваней. Екате рининская гавань сейчасъ готова къ принятію какого угодно флота. Напрасно указывается на скалистость ея береговъ, якобы какъ на препятствіе къ устройству береговыхъ по- строекъ и дорогъ. Удобнаго мѣста для построекъ достаточно какъ на материкѣ, такъ и на островахъ Екатерининскомъ и Оленьемъ, которые легко могутъ быть соединены дорогою съ материкомъ при помощи плавучаго или постояннаго мо ста. Легко также устроить дорогу вокругъ всей южной по ловины гавани по приглубому береговому рифу, который при малой водѣ обсыхаетъ въ ширину отъ 2-хъ до 3-хъ саж. и болѣе; въ тѣхъ же мѣстахъ, гдѣ берегъ опускается въ воду отвѣсно, не образуя береговаго рифа, могутъ быть устроены плавучіе мосты или примѣнены болѣе удобные спо собы. На широкомъ осыхающемъ береговомъ рифѣ Екате- рининскаго острова, находящемся въ проливѣ между остро- вомъ и материкомъ—удобное мѣсто для угольныхъ складовъ, гдѣ при незначительномъ приспособленіи легко можетъ по- мѣститься болѣе 10 милліоновъ пудовъ угля или, съ замѣной угля нефтянымъ топливомъ, мѣсто это можетъ служить для помѣщенія нефтяныхъ цистернъ. Этотъ рифъ, длиною болѣе 300 саж., плоскій, ровный и приглубый, немного приподнятый; онъ будетъ служить въ то же время пристанью для судовъ. Повсемѣстная приглубость береговъ гавани особенно благо- пріятствуетъ устройству порта, значительно удешевляя по стройку набережныхъ, которыя, въ то же время, будутъ слу— 149 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz