Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю. Поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Норд-Кап, Трондгейм, Стокгольм, Петербург / «Русский Странник» - Евгений Львов ; с 30 рис. с натуры, исполн. худож. К. А. Коровиным и В. А. Серовым. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. – 247 c., ил.

дующими явленіями: обыкновенно начинается съ того, что выпадаетъ снѣгъ, который съ теченіемъ времени охлаждаетъ верхніе слои воды на столько, что перестаетъ таять и ло­ жится ровнымъ слоемъ на поверхности воды во время без- вѣтрія, или же сбивается вѣтромъ къ которому нибудь бе­ регу въ толстый густой слой сырой снѣжной массы, ко- торымъ наконецъ покрывается значительное пространство бухты или залива и даже весь заливъ. Такая кашеобразная, густая масса прекращаетъ всякое движете на шлюпкахъ, не давая возможности ни работать веслами, ни тащиться крючкомъ. При морозахъ не ниже 10° Ц. она слабо твер- дѣетъ и подолгу не даетъ возможности ходить по ней чело- вѣку; но въ то же время обладаетъ такимъ значительнымъ сопротивленіемъ, что при толщинѣ, напр, въ два вершка, прекратить движете паровыхъ шлюпокъ и крѣпко будетъ за ­ держивать движеніе паровыхъ катеровъ и барказовъ. При морозахъ около 10° Ц. и болѣе эта масса сплачивается въ эластичную, вязкую ледяную кору, которая даже при значи- тельномъ волненіи не ломается и не колется, а выгибается какъ резина. Такой ледъ совсѣмъ не имѣетъ свойствъ прѣс- наго льда, непроницаемаго и хрупкаго: напротивъ онъ очень пористъ и мягокъ, обладаетъ особаго рода вязкостью, и по­ верхность его постоянно сырая, такъ что выпавшій на него снѣгъ сейчасъ-же смачивается и превращается въ соляную жидкую слякоть, которая также требуетъ значительнаго мо­ роза для своего затверденія. Онъ еще тѣмъ замѣчателенъ, что сани по немъ совсѣмъ не скользятъ, а напротивъ идутъ какъ по землѣ или по песку. Дойдя до толщины трехъ — четырехъ вершковъ при морозѣ 10° Ц., образовавшійся та­ кимъ образомъ ледъ представляетъ уже большое сопротив- леніе и прекратить движеніе даже болыпихъ паровыхъ бар­ казовъ. Примѣромъ этому можетъ служить слѣдующій слу­ чай. Въ концѣ марта или въ началѣ апрѣля 1888 г. морской пароходъ „Мурманъ" длиною 82 фута, имѣя машину въ 30 силъ и обладая ходомъ въ 8 узловъ, съ большимъ трудомъ вы­ брался изъ порта Владиміра, покрытаго 4-вершковымъ льдомъ такого свойства; поперемѣнно давая передній и задній ходъ, ю — 145 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz