Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю. Поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Норд-Кап, Трондгейм, Стокгольм, Петербург / «Русский Странник» - Евгений Львов ; с 30 рис. с натуры, исполн. худож. К. А. Коровиным и В. А. Серовым. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. – 247 c., ил.
дующими явленіями: обыкновенно начинается съ того, что выпадаетъ снѣгъ, который съ теченіемъ времени охлаждаетъ верхніе слои воды на столько, что перестаетъ таять и ло жится ровнымъ слоемъ на поверхности воды во время без- вѣтрія, или же сбивается вѣтромъ къ которому нибудь бе регу въ толстый густой слой сырой снѣжной массы, ко- торымъ наконецъ покрывается значительное пространство бухты или залива и даже весь заливъ. Такая кашеобразная, густая масса прекращаетъ всякое движете на шлюпкахъ, не давая возможности ни работать веслами, ни тащиться крючкомъ. При морозахъ не ниже 10° Ц. она слабо твер- дѣетъ и подолгу не даетъ возможности ходить по ней чело- вѣку; но въ то же время обладаетъ такимъ значительнымъ сопротивленіемъ, что при толщинѣ, напр, въ два вершка, прекратить движете паровыхъ шлюпокъ и крѣпко будетъ за держивать движеніе паровыхъ катеровъ и барказовъ. При морозахъ около 10° Ц. и болѣе эта масса сплачивается въ эластичную, вязкую ледяную кору, которая даже при значи- тельномъ волненіи не ломается и не колется, а выгибается какъ резина. Такой ледъ совсѣмъ не имѣетъ свойствъ прѣс- наго льда, непроницаемаго и хрупкаго: напротивъ онъ очень пористъ и мягокъ, обладаетъ особаго рода вязкостью, и по верхность его постоянно сырая, такъ что выпавшій на него снѣгъ сейчасъ-же смачивается и превращается въ соляную жидкую слякоть, которая также требуетъ значительнаго мо роза для своего затверденія. Онъ еще тѣмъ замѣчателенъ, что сани по немъ совсѣмъ не скользятъ, а напротивъ идутъ какъ по землѣ или по песку. Дойдя до толщины трехъ — четырехъ вершковъ при морозѣ 10° Ц., образовавшійся та кимъ образомъ ледъ представляетъ уже большое сопротив- леніе и прекратить движеніе даже болыпихъ паровыхъ бар казовъ. Примѣромъ этому можетъ служить слѣдующій слу чай. Въ концѣ марта или въ началѣ апрѣля 1888 г. морской пароходъ „Мурманъ" длиною 82 фута, имѣя машину въ 30 силъ и обладая ходомъ въ 8 узловъ, съ большимъ трудомъ вы брался изъ порта Владиміра, покрытаго 4-вершковымъ льдомъ такого свойства; поперемѣнно давая передній и задній ходъ, ю — 145 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz