Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю. Поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Норд-Кап, Трондгейм, Стокгольм, Петербург / «Русский Странник» - Евгений Львов ; с 30 рис. с натуры, исполн. худож. К. А. Коровиным и В. А. Серовым. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. – 247 c., ил.
А. К. Бѣломоръ не безъ ехидства воспользовался этой вскользь сказанной фразой для уличенія меня въ невѣжествѣ: „Русскій Странникъ" опоздалъ съ своимъ совѣтомъ. Ан- глія давно владѣетъ Малаккскимъ полуостровомъ, утвердив шись въ Пенангѣ и Сингапурѣ11, восклицаетъ онъ и велико душно добавляетъ: „но я не желаю обучать географіи „Рус- скаго Странника". Отвѣчу на это нежеланіе искреннимъ спасибо, ибо съ географіей по методѣ А. К. Бѣломора далеко не уйдешь. Да и, по правдѣ сказать, не знай я этого политическаго факта, я, не мореплаватель и не выставляющій себя въ этой наукѣ авторитетомъ, еще не считалъ бы себя невѣждой въ географіи. Вотъ, если бы я не зналъ, что Сингапуръ на ма- ленькомъ островкѣ въ Малаккскомъ проливѣ, и вообразилъ бы себѣ, подобно А. К. Бѣломору, что онъ на Малаккѣ, и тоже увѣрялъ бы, что Малакка захвачена англичанами, когда она ея не захватывала, а имѣетъ тамъ только владѣнія на югѣ, а сѣверъ полуострова (зри любую географш) состоитъ изъ независимыхъ владѣній малайскихъ племенъ, при чемъ Англія такъ владѣетъ полуостровомъ Малаккой, что, напримѣръ, со гласно съ популярной географіей А. Пуликовскаго: „На полу- островѣ Малаккѣ многія независимыя племена занимаются морскими разбоями и образованіе сюда еще не проникло", ну, тогда бы мнѣ слѣдовало поучиться географш. Относясь съ должной серьезностью къ столь серьезному дѣлу, считаю себя обязаннымъ отвѣчать и на всѣ остальные противупоставленные мнѣ пункты. Г. Бѣломоръ говорить: „Если нашъ военный флотъ построитъ себѣ портъ на Мур- манѣ для того, чтобы тамъ выждать нападеніе врага, или з а щищать голыя скалы и ихъ копѣечную торговлю трескою и сельдями, то этотъ новый портъ будетъ не лучше Либавскагоа . Фраза эта интересна, какъ взглядъ ея автора на желаемое и имъ свѣтлое будущее Мурмана. А. К. Бѣломоръ находитъ, что эта, по его мнѣнію, „копѣечная торговля трескою и сель дями" останется таковою же и послѣ возникновенія порта, проведенія желѣзной дороги и телеграфа на Мурманѣ и не стоитъ защиты, такъ же какъ и самъ портъ съ его много- — 139 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz