Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю. Поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Норд-Кап, Трондгейм, Стокгольм, Петербург / «Русский Странник» - Евгений Львов ; с 30 рис. с натуры, исполн. худож. К. А. Коровиным и В. А. Серовым. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. – 247 c., ил.

архангельскаго порта распространялся на югъ до Тулы и Тамбова. До 1855 года Архангельскъ представлялъ собою, кромѣ того, военный портъ, хотя и не самостоятельный, но какъ бы вспомогательный, на тѣхъ же основаиіяхъ какъ Ревель и Гельсингфорсъ служили вспомогательными портами для Крон­ штадта. Но въ 1855 году военный портъ въ Архангельск^ былъ закрытъ, что нанесло ему жестокій ударъ. Но еще болыпій ударъ ему нанесло проведеніе желѣзно- дорожной сѣти въ средней Россіи по направленно къ портамъ Балтійскаго и Чернаго морей Это расширеніе сѣти, совер­ шенно не коснувшееся нашего сѣвера и бассейна Двины, все болѣе и болѣе суживало и сокращало размѣры раіона Архан­ гельскаго пути и въ послѣдніе годы привело оборотъ его тор­ говли къ минимуму. Усопшій Императоръ Александръ I I I горячо любилъ нашъ сѣверъ. Еще будучи наслѣдникомъ престола въ 1867 году, почившій монархъ, какъ выше сказано, находилъ, что необхо­ димо провести желѣзную дорогу на.сѣверъ Россіи; но по мно- гимъ серьезнымъ причинамъ до послѣдняго времени ничего не было для сего сдѣлано. Однако минувшею зимою дошла очередь и до забытаго повидимому сѣвера; по всеподдан­ нейшему докладу министра финансовъ съ Высочайшаго соиз- воленія учреждена коммиссія подъ предсѣдательствомъ гене- ралъ-лейтенанта Перцова для выясненія, какую желѣзную дорогу въ настоящее время наиболѣе необходимо провести на сѣверѣ. Коммиссія пришла къ заключенно, что при гро- мадномъ пространствѣ нашего европейскаго сѣвера и при раз- нообразіи интересовъ отдѣльныхъ его раіоновъ (Архангельскъ и Мурманъ) одною дорогою нельзя удовлетворить всѣмъ потребностямъ, а надо строить три: 1) Вологдо-Архангель- скую, 2) Пермь-Котласскую и 3) дорогу отъ Петербургскаго порта и г. Кеми на Бѣлое море и далѣе къ одной изъ пе- замерзаемыхъ гаваней на Мурманѣ. Затѣмъ дѣлу былъ данъ ходъ съ небывалой скоростью: линія Вологдо-Архангель- ская разрѣшена къ постройкѣ въ ту же сессію; а по линіи Пермь-Котласской разрѣшено производство изысканій съ тѣмъ — 5 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz