Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю. Поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Норд-Кап, Трондгейм, Стокгольм, Петербург / «Русский Странник» - Евгений Львов ; с 30 рис. с натуры, исполн. худож. К. А. Коровиным и В. А. Серовым. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. – 247 c., ил.

щенпо со страной (при давно построенной желѣзной дорогѣ) не грозитъ опасность перерыва, что наши на нѣсколько перстъ вынесенные форты тоже молчать не станутъ и что Комы- шенскую бухту сначала надо взять, а раньше, въ бурю, мо­ жетъ не разъ повториться трепка, уже выпадавшая союз- нымъ флотамъ на долю при осадѣ Севастополя. Здѣсь же все обратно. Прежде всего желѣзной дорогѣ, смыслъ коей не одинъ военный портъ, но и оживленіе центра нашихъ промы- словъ на Мурманѣ, придется отклониться отъ этого центра ради военной гавани верстъ на 120 и болѣе, т. е. бросить деся- токъ лишнихъ милліоновъ на туннели, взрывъ скалъ, осушку и засыпку болотъ, трясинъ и впадинъ, но все это еще бы ничего, ибо я согласенъ съ г. А. К., что портъ для Россіи нуженъ не на десять лѣтъ, а на цѣлый историческій періодъ и, слѣдовательно, для блага такого дѣла можно поступиться десяткомъ милліоновъ „народныхъ сбереженій“ , какъ выра­ жаются наши либералы, но дѣло въ томъ, гдѣ же это благо?! Въ началѣ статьи я уже объяснялъ, что гавань Озерко отдѣляется отъ материка сперва узкимъ перешейкомъ отъ „Средней" землиизатѣмъ только, пересѣкши Среднюю Землю, можно достигнуть перешейка, въ который упирается голова Озерка. Такимъ образомъ, Озерко, гавань, долженствующая служить убѣжищемъ лучшей и большей части русскаго флота, имѣющей-де вершить судьбы всѣхъ будущихъ войнъ, оказы­ вается вынесенной верстъ на двадцать изъ материка въ откры­ тое море, да еще какое: вѣдь западные берега обоихъ перешей- ковъ Средняго и Рыбачьяго полуострововъ ничто иное, какъ подножье Варангеръ - фіорда, теперь увы не нашего, и въ головѣ коего способны умѣститься, выслѣживать насъ при по­ мощи бинокля и выжидать спокойно всѣ флоты міра. Такимъ образомъ, если устроить желѣзную дорогу по перешейку и Среднему, то въ случаѣ войны непріятель, занявши малую Волоковую губу, не пропустить ни одного вагона, и нашъ флотъ (или его часть), если еще не успѣетъ уйти, будетъ отрѣзанъ и взятъ голодомъ, тѣмъ болѣе что блокировать по­ бережье у Мотовскаго залива при силѣ не трудно; если же мы закончимъ желѣзную дорогу у Кутовой губы, то при — 126 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz